Большинство исследователей уверены: колыбельные происходят из древних заговоров! Но тогда почему в некоторых из них ребенка настойчиво призывают… умереть! Зачем в России до конца XX века детям пели про похороны и погост? Почему нельзя ложиться с краю? Стоит ли бояться того самого волчка?Чем на самом деле заканчивается колыбельная о нем? Кто такие Угомон, Сон и Дрема? Как выглядит Бука и о чем еще были смертные колыбельные? Ну и чем они так удивили современных ученных?
Если задуматься колыбельная действительно не так проста как кажется. Это сегодня мы воспринимаем ее как чисто утилитарную песню, призванную успокоить и усыпить младенца. Наши предки еще век назад мир воспринимали совсем по другому. В нем повсюду была сакральная, тайная изнанка мира. Колыбельная исполняется в необычное пограничное время - время магическое - во время смены света и темноты, во время перехода ко сну, который в народной культуре воспринимался как смерть. Недаром во сне угадывалась или узнавалась доля человека - его судьба, ведь в этот момент он был в ином мире. Именно поэтому так важно было благословить младенца на сон, защитить его. Ведь он и сам еще на границе миров. Он уже в этом мире, но еще слишком зависит от Иного мира и именно поэтому особенно беззащитен. В этой ситуации колыбельная была древним заговором-оберегом, призванным защитить ребенка во время такого пограничного состояния как сон, помочь ему вернуться обратно в этот мир. Даже когда ребенок выходил из колыбельного возраста ему по прежнему на сон говорили краткий оберег: "Улегся спать, // Под Господню печать, // Под Господен мост, // Благослови тебя Христос".
ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ЛОЖИТЬСЯ НА КРАЙ?
Одна из самых интригующих загадок русских колыбельных - почему нельзя ложиться на край? Ведь дело тут вовсе не в сереньком волчке, да и ему что мешает схватить ребенка, который лежит по центру? Все дело в том, что мы и наши предки «край» воспринимаем по разному!
Для них край - это была граница своего мира и мира чужого для младенца. Именно на краю завершается для него безопасное пространство и начинается чужой опасный мир, в котором ему угрожают волчок, бука и другие существа. Недаром в колыбельки клали обереги - железный нож, коготь медведя, ломоть хлеба, зерна ячменя, ржи… Интересно, что одна из самых известных русских колыбельных - та самая, про серенького волчка, еще в конце 19 века была более длинной и одним волчком не ограничивалась, опасностей на краю было куда больше:
Баю-баиньки-баю.
Не ложися на краю,
Тебя мышка съест,
Али серенький волчок.
Тебя схватит за бочок
Стара уточка
Из-за кустичка;
Али старый старичок
Из заулочка бредет.
Но почему одним из самых устрашающих в колыбельных существ является именно серенький волчок? По одной из гипотез волк из колыбельных, записанных сравнительно поздно - это отголоски самых древних периодов человеческой истории, когда дикие звери подкрадывались к первобытному человеческому стаду и таскали маленьких детей, лежавших с краю.
В колыбельных он фигурирует сразу в двух опасных ипостасях - может унести ребенка в лес, а может и не давать спать своим воем. Оказывается, все дело в том, что волк в традиционном сознании связан с "пересечением границы и пограничными, переломными моментами». В некоторых легендах, его создал черт, а находится волчок в подчинении лешего. Он может придти в наш мир из Иного и на границе пространства ребенка - на крае похитить его! Мало кто сегодня помнит, чем заканчивается такая привычная нам колыбельная про волчка и бочок. В некоторых вариантах концовок он: "Будет ямочку копать, // Туда Машу зарывать" или "Утащит во лесок, // И зароет во песок». Вот такая вот, казалось бы, безобидная история с сереньким волчком, который ухватит за бочок…
КТО ТАКИЕ УГОМОН, СОН И ДРЕМА?
Один из самых популярных мифологических персонажей колыбельных - Угомон. При этом исследователи до сих пор спорят, кто этот загадочный персонаж: призывают "угомон" как состояние или призывают "Угомона" как мифологического персонажа.
Впрочем, такой исследователь как Валентин Головин в книге «Русская колыбельная песня в фольклоре и литературе» пишет, что Угомон все же мифологический персонаж, который в некоторых колыбельных имеет даже пару:
"... Уж ты, Ванюшка, спи,
Угомон тебя возьми,
С красной девицею
С угомоновной…»
Но кто такая эта Угомоновна, и почему она «красная»? В красные платья были одеты русалки, проклятые женщины, покойницы-полуверицы. Впрочем, разгадка лежит … в старинном заговоре на сон: «Заря-заряница, красная девица, возьми бессонницу, безугомонницу, а дай нам сон-угомон». Получается тот самый Угомон действует в паре с Зарей-Заряницей!
Другие популярные мифологические персонажи - Сон и Дрема также встречаются и в заговорах. Они всегда в паре. Сон – мужской образ, Дрема в одних случаях мужской, в других – женский. Иногда они брат и сестра. Сон и Дрема не просто связаны со сном, они выступают как вестники из иного мира. Они не только наделяют сном, в результате этого сна младенец преображается - растет, ну и как результат сна - благополучное будущее. Вот такие непростые древние существа!
СМЕРТНЫЕ КОЛЫБЕЛЬНЫЕ
«Бай-бай да люли! Хоть сегодня умри. Завтра мороз, снесут на погост. Мы поплачем, повоем, – да могилу зароем» — начало колыбельной, которую еще полвека назад можно было услышать в русской деревне. Мало того в некоторых из них подробно пропевается похоронный обряд над конкретным младенцем, со всеми деталями. Учёные называют такие колыбельные - смертными. Нет других, которые бы вызвали столько споров учёных: что это - пожелание смерти младенцу?!
Исследователи выдвигали версию, что исполнение таких песен связано с нищетой многодетной крестьянской семьи, из-за этого-то, мол, новым детям или девочкам и пели такие колыбельные, желая ускорить их смерть. Другие предполагали, что их исполняли больным, увечным или незаконорожденным детям. Впрочем, современные ученые с этими гипотезами, как правило, не согласны. Эсть записи, когда абсолютно здоровому, единственному ребенку в убаюкивании повелительно шепчут: «умри». Американская исследовательница Ш. Спитц высказала предположение, что русские смертные колыбельные песни - это скрытое желание избавиться от дитя матери или няньки, поскольку они им «пленены». Конечно, такие настроения няньки были описаны еще в рассказе А.П. Чехова "Спать хочется", но акт реального пожелания смерти ребенку в традиционной русской культуре - это акт проклятия и душегубства, который скажется и на самом исполнителе такой колыбельной. Фольклорист Валентин Головин пишет, что «идеи детоубийства в традиционном русском мировоззрении не было, как раз наоборот, все ритуальные действия связанные с младенцем, были направлены на сохранение его жизни и на обретение им здоровья». Но что же тогда стоит за колыбельными с пожеланиями смерти? Известный советский филолог-фольклорист Владимир Аникин первым сказал, что это - обман смерти. «Распевая такую песню, мать не только не желает ребенку смерти, а, напротив, по ее представлению, борется за его жизнь и здоровье. К младенцу пристают разные болезни, нападают плаксивцы – существа, олицетворяющие болезни, вызывающие беспокойный крик и плач. Чтобы избавить ребенка от муки, мать решается обмануть эти существа, заявляя в песне громко, что ребенок все равно теперь умрет и даже мертв…». Это как бы аналог «переродов», когда ребенок как бы заново рождался на свет. Фольклористы считают, что смертные колыбельные — это своего рода заговор, корнями уходящий в язычество.
Люди верили, что если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. У славян существовало представление, что младенец до определенного времени — в разных традициях по-разному, чаще всего до крещения — связан с иным миром и уязвим для потусторонних сил. Поэтому тексты смертных колыбельных не являлись «жуткими» для людей, имеющих подобные представления. Смысл их был в том, чтобы ребенок преодолел переходный статус и проснулся настоящим членом общества. Для того, чтобы обмануть смерть и болезни были также охранительные имена. Чтобы ребенок вырос красивым, веселым и добрым, их называли Злобой, Кручиной, Некрасой. Поэтому же и в них так детально описываются похороны. Такая ритуальная смерть с детальным описанием похорон была залогом его возрождения, нового рождения. Непосредственно связанные с областью заговоров, колыбельные решают прикладную задачу: угомонить неспящего ребенка сильнодействующими средствами народной магии. К смерти наши предки относились иначе, не так как мы с вами. Для них она не была трагедией. Присутствие смерти в традиционной культуре не пессимизм и не равнодушие, это часть жизни.
БУКА
Главный злодей колыбельной демонологии - Бука. Он фигурирует не только в песнях, им еще и пугали непослушных. Но кто такой Бука? Как считают исследователи, существо это загадочное. К сожалению, развернутых записей быличек с Букой у нас нет, сохранились, как правило, упоминают лишь о том, что им пугали детей. Он может быть и маленьким и ростом с березу. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона описывает его так: "Народная фантазия, олицетворяя буку, изображает его с огромным открытым ртом и с предлинным языком, которым хватает детей и, бросив в глотку, пожирает их». Чтобы изобразить буку, крестьяне одевались в вывернутую шубу. Сохранились и упоминания о том, что он был в белом саване. Загадка и где живет Бука. В разных вариантах он обитает в лесу, болоте, сарае, пустом строение, и даже монастыре. При этом ряд исследователей говорят, что на самом деле Бука - это тот же домовой - дворовой. Их описывают похожим образом, да и ряд других черт их обьединяет. Интересно, что в отличае от других демонологических существ Бука способен только пугать. Он не ест, не душит, не щекочет до смерти и не топит. Не известно ни одного текста былички, где Бука исполняет свою угрозу. Вполне возможно, именно поэтому-то именно его и не боялись привлекать для пугания младенцев.
ЭКСПЕРИМЕНТ
Сегодня мы почти забыли все тайны своих колыбельных и местами они для нас звучат жутковато. Вот только неожиданно учёеные вновь заговорили о них. В Геттингенском университете в Германии проверяли эффективность различных средств против бессоницы. Среди многочисленных снотворных препаратов для чистоты эксперимента затесались и записи старинных колыбельных. Каково же было удивление ученых, когда колыбельные посрамили все медикаменты! Сон от их воздействия был особенно крепким и глубоким. Так что когда ваш ребенок не сможет заснуть, вспомните про серенького волчка!