В «Истории Флоренции» Франческо Гуиччардини рассказывает о Костре тщеславия, очевидцем которого он был лично, совершенном во Флоренции в 1497 году. Огню было предано множество вещей, которые могут соблазнить человека, включая такие атрибуты праздности, как зеркала, косметика, красивые платья, игральные карты и даже музыкальные инструменты. Также в костер попали книги, которые считались безнравственными (например, работы Боккаччо ), рукописи светских песен и произведения искусства, в том числе картины и скульптуры.
Савонарола
Фра Джироламо Савонарола был доминиканским монахом, отправленным во Флоренцию в 1490 году. Это назначение он получил во многом благодаря просьбе Лоренцо Медичи - ирония судьбы, учитывая, что в течение нескольких лет Савонарола стал одним из главных врагов дома Медичи и немало поспособствовал крушению их власти в 1494 году. Савонарола проводил кампанию против того, что он считал художественными и социальными пороками эпохи Возрождения, проповедуя греховность любой роскоши. Его сила и влияние росли столь неудержимо, что со временем он стал фактическим правителем Флоренции.
В феврале 1495 года, когда проходил традиционный в Италии карнавал, Савонарола начал готовить свой очередной «Костер тщеславия». Он собрал различные предметы, которые он считал нежелательными: редкие рукописи, древние скульптуры, старинные и современные картины, гобелены и многие другие ценные произведения искусства, а также зеркала, музыкальные инструменты и книги, посвященные гаданию, астрологии и магии. Он велел уничтожать произведения Овидия, Проперция, Данте и Боккаччо.
Влияние Савонаролы было настолько велико, что ему даже удалось заручиться поддержкой талантливых художников, таких как Сандро Боттичелли и Лоренцо ди Креди, которые отправляли свои собственные работы на костры. Любой, кто пытался возражать, подвергался преследованиям со стороны фанатичных сторонников Савонаролы. Эти последователи монаха называли себя Piagnoni (плакальщики).
Однако влияние Савонаролы не осталось незамеченным для высших церковных кругов, а его безумные выходки навлекли на него гнев папы Александра VI. В конце концов он был отлучен от церкви 13 мая 1497 года. Его обвинили в ереси и мятеже. Савонарола был казнен 23 мая 1498 года на площади Пьяцца делла Синьория, где ранее он устраивал свои Костры тщеславия.
Боттичелли
Хотя считается, что флорентийский художник Сандро Боттичелли сжег несколько своих картин с сюжетами, основанными на античной мифологии, во время великого флорентийского Костра тщеславия 1497 года, достоверных свидетельств такого поступка не сохранилось. Известно лишь, что Боттичелли был последователем Савонаролы настолько страстным, что отрекся от своего творческого дара, и, не имея дохода, попал в очень большое бедствие. Орест Браунсон, апологет Савонаролы, упоминает произведения только Фра Бартоломео, Лоренцо ди Креди и «многих других художников», а также «несколько античных статуй».