…в плену у герцога Бургундского с ней обращались не как с принцессой: прислуги не было, кормили скудно, а в комнате Якобы Геннегау всегда царил холод. Филипп Добрый (никогда не верьте историческим прозвищам!) делал все, чтобы она поскорее передала ему права на все свои земли. И это было очередное невезение в жизни Якобы Баварской.
Голландия, Зеландия и Геннегау – все это от рождения принадлежало юной Якобе Баварской. Она родилась жарким июльским днем 1401 года, в богатейшей европейской семье. Плюс ко всему отец доводился близкой родней английским королям, а мать происходила из влиятельного рода герцогов Бургундских. Других детей у этой пары не было, поэтому Якоба моментально стала желанной невестой для десятков принцев.
Разумеется, при таком приданом, родители могли выбирать жениха. И они постарались! В пять лет рыжеволосая малышка была обручена со вторым сыном французского короля Карла VI. Настоящая свадьба Жана де Валуа и принцессы Жаклин (так ее называли на новой родине) состоялась в 1415 году, и молодожены стали жить на два дома: часть времени они проводили во Франции, часть – в Нидерландах.
Но бургундцы, которые к тому времени уже успели прибрать к рукам значительную часть Франции, вовсе не хотели мириться с тем, что огромные земли Якобы окажутся в руках у рода Валуа. Они также претендовали на Голландию и Зеландию, и ссылались на древние законы, по которым женщина не может наследовать территории. Назревал конфликт.
Пятнадцатилетняя Якоба понимала, что вокруг плетутся интриги, но ее жизнь была наполнена счастьем – первый и последний раз в ее недолгой жизни. Ей нравилось во Франции, она прекрасно ладила с принцем Жаном, а вскоре и вовсе стала наследницей престола! Старший брат ее мужа внезапно скончался, так что Жан, второй в очереди на трон, был провозглашен дофином.
Теперь Якоба приобрела совсем другой статус: дофины Франции! Пожилой отец прислал из Голландии роскошные дары ко Двору дочери, но когда экипажи прибыли в Париж, он был уже мертв. Дурные вести опередили подарки. И рассматривая великолепные материи, картины и украшения, Якоба горько плакала.
Но оплакивать ей вскоре пришлось не только отца. В 1417 году в Компьене скоропостижно скончался дофин Жан, ее любимый муж. Отравили или причиной стала внезапная болезнь? Это не смогли выяснить в пятнадцатом веке, неизвестно это и до сих пор. Шестнадцатилетняя вдова отбыла в наследственные владения, где ей предстояла непростая борьба за власть.
Дело в том, что бургундцы были по-своему правы. Это в Геннегау, одной из вотчин Якобы, земли легко передавались от отца к дочери. А вот в Голландии и Зеландии подобного закона не существовало. И на этих территориях местная знать с большей охотой видела бы во главе – дядю принцессы, Иоанна III. Юная принцесса без опыта управления и без серьезной поддержки не смогла бы выстоять в борьбе. Ей нужен был муж. Поэтому Якоба, по совету матери и бургундской родни, вышла за герцога Иоанна Брабантского.
Дядюшка тоже не бездействовал. Он призвал на помощь Римского папу, убеждая его аннулировать брак – Якоба и Иоанн Брабантский состояли в близком родстве. Удивительно, но Рим, закрывавший глаза на союзы племянниц и дядей, внучек и дедушек, на этот раз выступил против свадьбы кузенов. Брак аннулировали. Затем другой папа аннулирование отменил… Якоба нервничала, ее положение было шатким.
А что же ее супруг? К большому сожалению, с этим человеком принцессе крупно не повезло. Запутавшийся в долгах Иоанн Брабантский, вместо того, чтобы помогать своей жене, подписал с врагом мирный договор: он передавал от лица супруги все права на ее владения Иоанну III, сроком на 12 лет, в обмен на погашение своих долгов.
Узнав о предательстве мужа, Якоба немедленно собралась в дорогу. Она не желала ни минуты находиться возле бездарного и подлого человека. А вскоре принцесса объявила: она, наследница Геннегау, Голландии и Зеландии, считает свой брак с Иоанном Брабантским расторгнутым. 6 марта 1421 года Якоба покинула континент, чтобы перебраться к родственникам в Англию.
В Лондоне принцессу Якобу принимали словно королеву: великолепные праздники, пиршества… Король Генрих V громко называл ее «любимой кузиной» и словно невзначай интересовался французскими и голландскими делами. А еще постоянно обращался по разным вопросам к своему брату Хамфри, так что Якоба невольно сталкивалась с этим молодым и немного угрюмым человеком.
Была ли она влюблена? Или ей просто понравилось беседовать с ним, чувствовать поддержку и защиту? Точно неизвестно. Но меньше чем через год Якоба Баварская стала женой Хамфри, герцога Глостерского, и носила под сердцем ребенка. Рим подтвердил ее развод с Иоанном Брабантским, так что по этому вопросу принцесса могла не волноваться.
И снова полоса неудач – доносить ребенка до срока Якобе не удалось. На ее наследственных землях хозяйничали люди дядюшки… Принцесса предложила мужу авантюру: он помогает ей с помощью своих войск изгнать родственничков, а она делает его наместником всех своих земель. Разумеется, Хамфри Глостер согласился. Осенью 1424 года супруги отбыли в Кале. Дворяне Геннегау с радостью признали Хамфри своим господином 5 декабря того же года.
Военного столкновения с дядей удалось избежать: Иоанн III умер в самом начале 1425 года, от яда, который попал к нему на кожу через молитвенник. Поговаривали, что хитроумный план разработал сам Хамфри Глостер, чтобы его жена без проблем могла вступить во владение своими землями. Но супругов постигло новое невезение: еще до своей смерти, проклятущий Иоанн III назвал своим наследником…герцога Бургундского.
А бургундцы, как известно, не любили упускать своего. Едва скончался Иоанн III, как их войска приблизились вплотную к спорным землям. На кого же могла рассчитывать принцесса Якоба? К несчастью, только на себя. Хамфри Глостер, ее третий муж, вернулся в Англию. Война на континенте за голландские земли его больше не интересовала, Якоба, по всей видимости, тоже.
Оставленную принцессу бургундцы легко захватили в плен. В 1427 году Якоба Баварская, законная наследница огромных территорий, оказалась пленницей Филиппа Доброго.
Заточение в суровых условиях подорвало здоровье несчастной молодой женщины. Раздавленная морально и физически, в 1428 году она согласилась подписать бумаги, которые передавали бургундцу ее права на наследство. Оказавшись на свободе в 1429-м, Якоба приняла предложение руки и сердца от своего бывшего охранника, Франка ван Борселена, и он, вероятнее всего, был первым человеком, которому от нее ничего не было нужно. Да у Якобы ничего и не осталось.
Несчастная принцесса, вся жизнь которой была чередой невезений, скончалась от чахотки в 1437 году. После выкидыша в Англии детей у нее больше не было. Что до ее последнего мужа, то он больше не женился, хотя пережил принцессу Якобу на тридцать с лишним лет.
Подписывайтесь на мой канал Ника Марш и читайте больше увлекательных статей об истории Европы и России.