Найти тему
Техника и космос

Детонационный двигатель, что за зверь?

Приветствую моих читателей, сегодня хочу рассмотреть один из прорывных проектов отечественных ученых - детонационный двигатель.

Зачем он нужен? Как он работает? В чем вообще сложность его сделать?

Что бы ответить на эти вопросы надо сначала рассмотреть как устроен классический химический ракетный двигатель, почему он вообще двигается и в чем его минусы.

Импульс тела (изображение взято из интернета)
Импульс тела (изображение взято из интернета)

Работа любого ракетного двигателя основана на принципе сохранения импульса, с одной стороны вылетает рабочее тело, в противоположную сторону двигается сам двигатель. На силу которая возникает в двигателе влияет две вещи: масса и скорость рабочего тела улетающего из него. Что бы увеличить мощность двигателя мы должны либо тратить больше рабочего тела, либо выбрасывать его с большей скоростью.

Работа химического ракетного двигателя происходит за счет реакции топлива и окислителя в замкнутом пространстве, в результате чего сильно расширившиеся продукты сгорания вылетают в трубу сопло двигателя.

Как увеличить массу думаю понятно, просто сжечь больше топлива и окислителя в камере сгорания, это сделать несложно, но приходится сильно утяжелять ракету , и часть увеличения тяги уходит на подъем этого самого топлива и окислителя, в итоге мы везём не полезную нагрузку, а заполненные баки.

Для примера сравним ракеты Протон и Н-1.

Протон поднимает на НОО 23,7 тонны, при этом сам весит на стартовом столе 460 тонн.

Н-1 должна была поднимать 90 тонн и весила 1880 тонн.

Понятно что у них используются разные двигатели, топливо и т.д., но принцип от этого не меняется.

Сравнение размеров ракетоносителей (Изображение загружено из интернета)
Сравнение размеров ракетоносителей (Изображение загружено из интернета)

Ладно, тогда надо увеличить скорость рабочего тела, но тут надо посмотреть как устроен ракетный двигатель:

Схема химического ракетного двигателя (изображение взято из интернета)
Схема химического ракетного двигателя (изображение взято из интернета)

Топливо, окислитель, насосы, камера сгорания ничего сложного скажете Вы. Но как же увеличить скорость? Надо поднять давление в камере сгорания, соответственно чем больше давление, тем с большей скоростью вылетает рабочее тело. Сейчас двигатели подбираются к давлению в 300 бар в камере сгорания. Да, неплохо, но как же топливо закачивается в камеру сгорания с таким давлением внутри, а для этого используются насосы высокого давления и развивать давление они должны ещё больше чем рабочее давление в камере сгорания. В итоге мы получаем очень сложные и дорогие устройства, дальнейшее совершенствование которых очень сложно и дорого, а еще надо улучшать материалы камеры сгорания и т.д. ужас вообщем, может надо придумать что то другое?

Вот и придумали советские учёные ещё в 60-е года. Идея в том, что бы заменить процесс сгорания на процесс детонации. Топливо при этом закачивается в камеру сгорания при небольшом давлении, но в процессе сгорания топлива образуется фронт который уплотняет смесь и происходит по сути взрыв, который направлен в сопло двигателя, мы получаем локальное увеличение давление не доступное в классических химических двигателях при этом можно использовать простые топливные насосы на относительное небольшое давление (десятки, а не сотни бар).

Такие двигатели делятся на импульсные и ротационные, в первом случае процесс происходит импульсами с большой частотой, в промежутках между взрывами топливо в камере обновляется. В ротационном же процесс идёт непрерывно, в одном горит, в другом обновляется смесь и так по кругу.

Ротационный детонационный двигатель (изображение взято из интернета)
Ротационный детонационный двигатель (изображение взято из интернета)

Детонационные двигатели в отличие от электроракетных, которые обладают большим импульсом, но не подходят для запуска грузов с земли, можно использовать уже для запуска нагрузки с земли, что значительно увеличит грузоподъёмность и снизит стоимость ракет.

В чем же сложность была сделать такой двигатель раньше? Необходимо было провести сложные расчеты происходящих процессов, но вычислительные мощности 60х годов не позволяли этого сделать.

Спасибо, что прочитали статью, в следующей статье мы рассмотрим что такое электроракетные двигатели и зачем они нужны.

Авто
5,66 млн интересуются