Гуляли тут с подругой и детьми.
- Ах, знаешь, мой совсем ничего не желает делать, - жалуется подруга на 4-х летнего Ваню. - Учу с ним алфавит, а он не запоминает ничего. Букву "ш" читает только, если рядом шарф нарисован.
-Хм, ну оставь его на годик в покое, а через год он у тебя сам алфавит одолеет.
- Нет. Ребенок должен быть чем-нибудь занят. Все мамы из сада водят детей на развивашки... а у меня денег нет. Пусть хоть буквы учит. И английский.
- А ты понимаешь, что в его возрасте как раз нормально не знать алфавит, и не нормально, как у нас? Моему сыну очень интересны буквы, математические символы и геометрические фигуры. Но ребенок говорит в лучшем случае, как трехлетка...
И таких мам не одна а миллион, даже у детей с проблемами развития:
- У меня дочка поздноговорящая. И сейчас буквы в словах переставляет. Отведу ее на английский, пусть развивает речь.
Из каждого утюга нам декларируют, что раннее развитие - это все. А после трех уже вообще поздно. Вот и водят детей в драмкружок, на английский, робототехнику и эту как ее... ментальную арифметику.
Давайте разберемся, почему после трех уже поздно и поздно ли.
Итак, самая главная книга о необходимости раннего развития написана (барабанная дробь) отцом ребенка-аутиста.
В 1971-м году вышла книга "После трех уже поздно" Масару Ибуки. Автор не педагог, он один из основателей корпорации Sony. Свою методику раннего развития Масару использовал, чтобы помочь собственному ребенку с аутизмом и ЗПР.
По мнению автора, у любого ребенка, вне зависимости от генов, есть задатки гения, нужно только правильно их развивать. То есть, буквально: глухой начинает слышать и т.п.
Его наблюдения перекликаются с теорией раннего вмешательства для детей с отклонениями в развитии, и не так уж абсурдны.
Нейронная сеть ребенка активно формируется до 3-х лет, а потом ненужные, неиспользованные связи отмирают. Значит, чем раньше вмешательство, тем заметнее результат. Это принцип используется в ABA-терапии, которая помогает детям от 1,5 лет и старше.
Правда, в реальности процесс созревания мозга заканчивается не в 3, как в книге, а в 21 год. Золотым временем для коррекции дефектологи считают дошкольный возраст.
Почему книга Масару Ибуки получила такой большой резонанс и стала книгой столетия?
Как писал сам Ибука, люди стали меньше рожать детей, параллельно возросла их ответственность по отношению к отпрыскам.
Второй толчок к раннему развитию дало введение в нашей стране ЕГЭ. С этого момента наши школы перестали учить, а стали проверять знания. То есть, раньше не уметь читать и решать примеры до школы было норм, а теперь самые маленькие сражаются с контрольными и диктантами.
Мозг же ребенка за это время не поменялся. Разве что ухудшилась концентрация внимания из-за гаджетов. И вот в этот мозг мы в принудительном порядке пихаем информацию не по возрасту. Ребенок ее конечно усвоит, но за счет других, не менее важных функций.
Это не значит, что развивашки - абсолютное зло, но есть несколько важных правил:
- английский действительно дается легче детям до 9 лет, но учить его могут только те дети, которые хорошо говорят на родном языке;
- основная деятельность до школы - игровая, занятия должны проходить в игровой форме (для аутистов часто делают исключение, т.к. игра - не их конек);
- мастерить что-нибудь руками лучше, чем учить английский алфавит;
- спорт и активные командные игры лучше, чем нейропсихолог (нейропсихолог - для тех, у кого плохо с играми и командностью);
- раннее развитие нужно и важно для детей с отклонениями в развитии, для остальных - факультативное;
- оптимальный возраст для обучения чтению - 5,5 лет;
- даже Масару призывал родителей улавливать интересы ребенка, а не впихивать в него исключительно свои хотелки;
- в возрасте 6 лет ребенок должен освоить чтение, печатные буквы и счет, потому что в школе его этому учить не будут, если конечно школа не коррекционная.
И, наконец, добрая половина развивашек не для детей. Они нужны для того, чтобы отдохнули мамы. Давайте признаем, что женщинам необходим отдых и спокойно отправим своих тодлеров на танец маленьких утят.