Что было раньше — курица и яйцо?
А как на счёт велосипедистов и велоинфраструктуры?
Разница между этими парами в том, что во второй нет причины и следствия. Большое число велосипедистов неизбежно приводит к необходимости обустраивать веломаршруты, в то же время развитие велоинфраструктуры стимулирует рост её пользователей. Одно тянет другое и наоборот. По крайней мере на первых порах. В этом деле важно сделать первый шаг. И в Петербурге одним из таких шагов стало появление велополосы на набережной Фонтанки. А пока в СМИ не утихает дискуссия про востребованность этой полосы, предлагаю посмотреть на один из её европейских аналогов — такой же транзитный веломаршрут через центр города.
Набережная Шарль-Паж в Женеве — односторонняя улица Женевы, пролегающая вдоль реки Арв. Петербургскому велосипедисту она, скорее всего, напомнит набережную Фонтанки. Но это неточно. Ведь отличий немало.
Первое, что бросается в глаза: движение на велосипеде может осуществляться в обе стороны, несмотря на то, что улица — односторонняя. При этом ширина полос вполне комфортная, позволяет опережать едущих медленно.
Второе отличие — разделение потоков. Несмотря на то, что скоростной режим Женевы — 50 км/ч в общем случае (без допустимых превышений) и 30-40 км/ч возле учебных заведений, разделение потоков актуально всегда. В основном оно осуществлено посредством организации автомобильной парковки между проезжей частью и велополосой. Практика соседства парковки и велополосы в Женеве распространена. Проблема открытых дверей решается небольшими буферными зонами, а также абсолютной сознательностью водителей и пассажиров автомобилей. Да и самих велосипедистов.
Также разделителем выступают парковки для велосипедов и скутеров и островки безопасности возле перекрёстков.
Перекрёстки — следующее отличие. Крупные оборудованы велосветофорами с кнопкой. Второстепенные — разметкой и прочими вспомогательными средствами. Конечно же, велосипедные полосы и дорожки проложены не на каждой улице города, однако сами перекрёстки с такой велосипедной магистралью обустроены таким образом, чтобы велосипедист мог попасть на велополосу или съехать с неё без необходимости креститься или материться. Другими словами, в этих местах трафик готов к движению велосипедистов.
Путь пешеходов тоже удобно обустроен: зебра через проезжую часть и велополосу, иногда с возможностью остановиться на островке.
В качестве бонуса — табло с количеством велосипедистов. Это один из многочисленных счётчиков, установленных в городах Швейцарии. Табло показывает зафиксированное на текущий момент число проехавших по велополосе велосипедистов с начала дня. А бегунок отображает нарастающий итог с начала года. 1241 — это количество на 5:30 январского вечера. Кстати, на Фонтанке, тем временем, летом в пиковый час насчитали 68 человек — в полтора раза больше, чем два года назад. Неплохой результат, если сравнивать с гораздо более велосипедированной Европой!
При всех указанных недостатках велополоса на Фонтанке безусловно является эффективным транзитным маршрутом в центре Петербурга. Да, остаются проблемы связанности с другими маршрутами, уборки от грязи и припаркованных авто и прочее, однако её вклад в развитие велоинфраструктуры в Петербурге переоценить трудно. Но для развития место есть всегда. Поэтому выразим надежду, что и у нас в недалёком будущем также появится возможность применять комплексный подход в организации велосипедного и автомобильного движения на улицах.