Найти тему

Портреты-Антагонисты.

Эпоху правления королевы Виктории не зря называют временем "людей в футляре". Застегнутые на все пуговицы викторианцы стремились не проявлять своих истинных чувств и эмоций открыто. Зато разработали целую систему символов и намеков, благодаря которой по цветам в букете или брошке, приколотой на манжете, можно было узнать о человеке больше, чем за час беседы.

Этой многозначительностью славится и живопись Прерафаэлитов, которая насыщена не только литературными деталями, но и множеством дополняющих историю символов. Интересно, что викторианцы ухитрялись делать многозначительными не только полотна классической живописи, но и фотографии. Яркий тому пример фотоработы Джулии Кэмерон. О самой художнице мы уже писали здесь. Сегодня хотим вам рассказать про несколько ее фотографий.

Джулия Маргарет Кэмерон. Фотопортрет.
Джулия Маргарет Кэмерон. Фотопортрет.
"Я жаждал остановить всю красоту, которая предстала передо мной, и наконец это желание было удовлетворено", – говорила о своих работах Джулия Маргарет Кэмерон.

Но на самом деле ее работы куда больше, чем просто застывшее пусть и прекрасное мгновенье, каждая из них - это скорее повесть, а, может, и целый роман.

ФОТОПОРТРЕТ ДЖУЛИИ ДЖЕКСОН

Фотопортрет Джулии Джексон. 1864 г.
Фотопортрет Джулии Джексон. 1864 г.

Джулия Кэмерон очень любила фотографировать Джулию Джексон - свою тезку, крестницу и племянницу. Вообще-то излюбленными моделями фотохудожницы были мужчины - она считала их лица более скульптурными и выразительными. Но к Джулии у нее было особое пристрастие, связанное не только с их душевным родством, но и с тем, что девушка была в работе невероятно послушна и усидчива.

Это фото Джулии было сделано, когда девушке едва исполнилось 16 лет и на нем можно увидеть идеальный образец девушки викторианской эпохи: скромность, сдержанность, внутренняя сила и готовность встретить свою судьбу. Через три года Джулия станет невестой, а потом и женой Герберта Дакворта. Почтенному жениху на момент свадьбы будет 66 лет. Брак продлится не долго и уже через 3 года Джулияовдовеет и вскоре вновь выйдет замуж. На этот раз ее избранником станет писатель и литературный критик Лесли Стивен. Впрочем, литературные работы Стивена заметного следа в веках не оставили. И брак и родителей прославили дети: художница Ванесса Белл и писательница Вирджиния Вульф.

Когда Джулию будут впоследствии спрашивать о том как ей удалось воспитать таких талантливых дочерей, она ответит, что "всего лишь исполняла свой долг", - что же еще могла ответить истинная викторианка.

ФОТОПОРТРЕТ ЭЛЛЕН ТЕРРИ

Фотопортрет Эллен Терри. Джулия Кэмерон. 1864 г.
Фотопортрет Эллен Терри. Джулия Кэмерон. 1864 г.

Эллен Терри, которой на этой фотографии Джулии Кэмерон 17 лет, дебютировала в театре в "Зимней сказке" Шекспира в 1856 году (актрисе было 9 лет). И с той поры роли шекспировских героинь стали основой ее творческого амплуа.

Этот отпечаток был сделан во Фрешуотере на острове Уайт, где юная актриса проводила свой медовый месяц вместе с мужем Джорджем Фредериком Уоттсом - знаменитым портретистом и большим другом мужа художницы. Уоттс был старше Эллен на 30 лет и, несмотря на общее увлечение искусством, они совсем не подходили друг другу по темпераменту. Брак продлился всего 11 месяцев, после чего супруги расстались.

Чуть позже Джулия Кэмерон повторила это фото уже с другой моделью, но в том же ракурсе и с тем же выражением лица. Фотография называлась "Печаль". Так что выражение лица юной актрисы вполне можно назвать не только актерской игрой, но и пророчеством недолгому браку.

Мы не зря ставим портреты Джулии Джексон и Эллен Терри подряд. Несмотря на романтический флер обеих фотографий и некоторое сходство судеб обеих девушек, это фотографии - антиподы. Как Татьяна Ларина и Анна Каренина в русской культуре, так Джулия и Эллен - это два полюса женского мира викторианской эпохи. Такие схожие, но даже смотрят в разные стороны.

Я ЖДУ

Я жду. Джулия Кэмерон. 1872 г.
Я жду. Джулия Кэмерон. 1872 г.

Викторианство стало тем временем, когда, несмотря на всю строгость воспитания, стало модно любить детей. Именно в это время активно расширился ассортимент детских игрушек, появилось множество детских аксессуаров, которыми мы пользуемся и сегодня, активно развивалась детская литература. Вошли в повседневный быт детские праздники и детей даже стали допускать на взрослые торжества и мероприятия. Так, в домашних театрах и постановках, младшие члены семьи не редко изображали юных героев пьес, прислугу или трогательных ангелочков.

Дети впрочем не всегда были в восторге от предлагавшихся им ролей, да и взрослых мероприятий вообще. Юная Рейчел Гарни, позировавшая двоюродной бабушке для этого фото, явно не мечтала стать воплощением рафаэлевского ангелочка, каковым должна была являться по задумке художницы. Положив подбородок на скрещенные руки, девочка, кажется, смирилась со своей судьбой - позировать перед камерой. Но ее несчастное выражение лица и насупленный взгляд придают работе и образу в целом совершенно новое юмористическое очарование.

Глядя на эту работу следует помнить, что терпение - было одной из первых добродетелей викторианской эпохи. Однако этот "ангел терпения" совсем не лишен определенной строптивости.

ПОРТРЕТ ТАМИЛЬСКОЙ ДЕВОЧКИ

Тамильская девочка. Джулия Кэмерон. 1875 - 1879 гг.
Тамильская девочка. Джулия Кэмерон. 1875 - 1879 гг.

По своей стилистике эта фотография словно подражает классической живописи. При этом и драматическое освещение и выбранный стиль только подчеркивают физические особенности этой цейлонской девочки. Ее блестящее жемчужное ожерелье и белая рубашка выделяются на фоне темной кожи и босых ног. Ноги девочки плотно прижаты к телу, а руки сложены на талии, словно защищая ее. Джулия Кэмерон намеренно ограничивает окружающее пространство, делая легкое беспокойство девочки более заметным. Вместе с тем, полнофигурная композиция предполагает дистанцию между фотографом и объектом. И в данном случае это дистанция не только физическая, но и культурная.

Джулия Кэмерон сделала эту фотографию ближе к концу своей жизни, когда жила на территории нынешней Шри-Ланки. Эта тамильская девочка, возможно, была дочерью рабочего в поместье ее семьи. Хотя Кэмерон благожелательно относилась к цейлонцам, она поддерживала цивилизаторскую миссию Британской империи в Азии, что было типично для ее времени.

В этих двух портретах: портрете безымянной тамильской девочки и портрет Рейчел Гарни в образе ангела, содержится одно из главных противоборств викторианской эпохи - противостояние Востока и Запада. В этих двух портретах не меньше драматизма, чем в поэзии Киплинга. Вглядитесь. Сколько камерности заложила художница в портрет своей двоюродной внучки, даже ее строптивость она воспринимает с улыбкой. Тогда как в портрете тамильской девочки, при всей ее красоте и бесспорном обаянии, нет и доли тепла - одно только любопытство. Художница разглядывает ее как диковинное насекомое, как бабочку, красивую, но совершенно чужую.