Иллюзия справедливого мира (ИСМ) - когнитивное искажение, из-за которого люди допускают, что действия любого человека всегда приводят к справедливым последствиям - то есть те, кто поступает хорошо, всегда вознаграждаются, а те, кто творит зло, всегда будут наказаны (жизнью, судьбой, богом/богами и т.п.).
Например, ИСМ может приводить к такой мысли, что если кто-то пережил трагическую неудачу, то это должно быть из-за того, что в прошлом этот человек сделал нечто, чтобы это заслужить.
Это когнитивное искажение влияет на мышление и поведение людей во множестве сфер, в связи с чем важно понимать его природу. Ниже мы с вами рассмотрим, почему люди придерживаются такого допущения и взглянем, что можно сделать с учётом его влияния для более рациональной оценки происходящего.
Понимание ИСМ
ИСМ используется людьми для того, чтобы обосновать множество положительных и отрицательных результатов, которые испытываются ими и другими в жизни, полагая, что должна быть прямая, абсолютная и нравственно обоснованная связь между этими результатами и действиями людей - таким образом, с хорошими людьми происходят хорошие вещи, а с плохими плохие.
Это верование может влиять на мышление людей даже тогда, когда конкретные свидетельства указывают на обратное, то есть на то, что значимой связи между нравственностью действий человека и результатами, которые он получил, нет.
Существует несколько видом ИСМ, которые категоризованы на основе двух главных критериев:
- Внутриличностное/межличностное искажение. Внутриличностное искажение обозначает ожидание справедливости мира в отношении себя (напр., "я получу то, что заслуживаю"), тогда как межличностное искажение отражает ожидание подобной высшей справедливости в отношении кого-то ещё (напр., "они получат, что заслужили").
- Ретроспективное/проспективное искажение. Ретроспективное искажение означает представление о мировой справедливости насчёт прошлых событий ("ты получил по заслугам"), а проспективное искажение относится к ожиданию справделивого воздаяния в связи с будущим ("ты получишь то, что заслуживаешь").
В сущности, различие между ретроспективным и проспективным искажением можно рассматривать как разницу между верой в то, что текущие следствия должны были случится как результат прошлых поступков или, напротив, верой в то, что у действий в настоящем будут соответствующе справедливые последствия в будущем.
Заметим, что некоторые люди показывают различную степень веры в разные типы ИСМ. Например, некоторые демонстрируют большую уверенность в справедливости в отношении себя, нежели других; хотя оба этих верования имеют сильную корреляцию друг с другом.
Важно это учитывать, ведь каждое из этих верований может влиять на наше поведение разными способами. Например, одно из исследований по теме показало, что вера в справедливый мир для других может снижать вероятность того, что люди будут подавать милостыню на улице, тогда как вера в справедливый мир для себя может повышать ту же вероятность подаяния.
Дополнительно стоит отметить, как ИСМ контрастирует с другими видами верований. Они включают в себя, из самых заметных - веру в случайный мир, где нет последовательных отношений между хорошими/плохими поступками и наградой/наказанием. Далее, также существует вера в несправедливый мир, в котором хорошие дела наказываются, а плохие - вознаграждаются, хотя иногда этот термин путается с предыдущим.
Примечание: ИСМ иногда также называется верой в справедливый мир (ВСМ), искажение справедливого мира и ошибка справедливого мира.
Примеры Иллюзий Справедливого Мира
Эксперименты Лернера с верованиями в справедливый мир
Научная формализация иллюзии справедливого мира в основном приписывается профессору Мелвину Дж. Лернеру, который исследовал её в 1960-х.
Например, в своём первом исследовании по этой теме (опубликовано в 1965 году) Лернер позволил людям наблюдать за парой рабочих, которые старались выполнить определённую задачу.
Наблюдателям сообщали, что один из рабочих случайно выбран для получения серьёзного денежного вознаграждения за свой труд, тогда как другой рабочий таким же случайным образом не получал ничего. Наблюдателям также сказали, что рабочие не знали об этом процессе случайного отбора, и оба согласились приложить максимум усилий к задаче.
Впрочем, как только задача была завершена и счастливый рабочий получил свою оплату, наблюдатели были склонны убеждать себя, что тот, кто получил деньги, получил их потому, что заработал, нежели просто потому, что ему повезло в ходе эксперимента.
Описывая того, кто точно также трудился и ничего не получил, наблюдатели были склонны отрицать и обесценивать его труд, считая, что он тоже заслужил именно этого - в случаях, где могли поверить, что продолжат наблюдать за его неудачами и дальше, и в случаях, когда ощущали бессилие, чтобы как-то ему помочь.
Далее - тенденция отвергать и обесценивать "жертву" была сильнее, когда эта "жертва" виделась как пострадавшая ради наблюдателей; это было названо условием "мученичества", и происходило, когда наблюдателей убеждали в том, что жертва согласилась на эксперимент только для того, чтобы аудитория могла получить свои учебные баллы.
Иные примеры ИСМ
Кроме экспериментов Лернера существует множество других примеров того, каким образом вера в справедливый мир может влиять на мышление и поступки людей.
Например, ИСМ используются людьми, чтобы оправдать статус-кво в неравноправном обществе и, соответственно, ИСМ часто ассоциирована с негативными установками в отношении бедных. Далее, это верование также ассоциировано с повышением склонности обвинять жертв изнасилования, издевательства и болезней в их страданиях.
Также те, кто верует в справедливый мир, склонный почитать успешных людей и относиться пренебрежительно к тем, кто испытал неудачу или провал, даже в ситуациях, когда положительные или отрицательные результаты имеют мало общего с тем, что люди делали.
Аналогично, верующие в справедливый мир склонны почитать политических лидеров и существующие социальные институты, при этом презирая непривилегированные группы.
Почему Люди Верят в Справедливый Мир
Есть несколько когнитивных механизмов, которые приводят людей к вере в справедливый мир
- Верование в справедливый мир может служить мотиватором для долгосрочных усилий. Веря в то, что их действия будут вознаграждены, может помочь людям мотивировать себя на то, чтобы вкладывать необходимые усилия и совершать необходимые жертвы, особенно в тех ситуациях, где награда за действия не моментальна.
- Вера в справедливый мир может служить в качестве копинг-механизма при ежедневных трудностях. Например, когда люди верят, что если поступают хорошо, то будут вознаграждены позже - это может помочь улучшить самочувствие при столкновении с проблемами. Так, вера в то, что мир будет справедлив, иногда может улучшать психическое здоровье людей, в плане факторов эмоционального благополучия, удовлетворения жизнью, снижения стресса и низкого уровня подавленности.
- Вера в справедливый мир может помогать людям справляться с экзистенциальными вопросами. Например, вера в справедливый мир может помочь людям ощущать, что их действия имеют смысл, и обеспечить им чувство осмысленности и цели в жизни, в то же время помогая справиться со страхом смерти.
- Уверенность в справедливости мира может помогать людям чувствовать, что всё под контролем. В сущности, когда люди верят, что их будущее прежде всего определяется их действиями, они ощущают большую степень стабильности и контроля в своей жизни.
Заметьте, что различные фоновые факторы - вроде национальности, религии и личности, могут влиять на вероятность того, что люди покажут ИСМ и на степень, в которой она у них выражена.
К тому же различные ситуативные факторы могут также влиять на степень, в которой люди верят в мировую справедливость. Например, пребывание в хорошем настроении снижает склонность людей к обвинению невиновных потерпевших, тогда как плохое настроение увеличивает эту тенденцию.
Примечание: люди также могут полагаться на ошибку справедливого мира в своих аргументах, даже если в целом не придерживаются этой иллюзии сами. Например, кто-то может высказываться против определённой группы, утверждая, что если они испытывают финансовые трудности, то это должно быть полностью на их совести, даже если тот, кто это заявляет, знает, что это совсем не так.
ИСМ и религия
Мышление в рамках мировой справедливости происходит как результат нижележащей веры в божественную или сверхъестественную силу, которая отвечает за поддержание справедливости и нравственного равновесия в мире. Это верование может быть сознательным или бессознательным, и сознательная вера в справедливый мир - интегральная часть большинства религий.
Например, одна из подобных концепций, опирающихся на веру в справедливость мира - карма. Это понятие играет похожую роль в нескольких религиозных традициях и, в общем, карма понимается как духовный посредник, через которого действия личности обуславливают её будущее - так, добрые дела увеличивают хорошую карму и приводят к будущему счастью, а злые дела растят плохую карму и ведут к будущему страданию.
Впрочем, верования в справедливый мир также распространены среди многих нерелигиозных людей, и эта форма мышления отражена во множестве популярных идиом - некоторые из которых имеют религиозное происхождение, другие нет. Среди прочего, мы можем вспомнить "что посеешь, то и пожнёшь", "всё происходит зачем-то", "что даёшь, то и получаешь", "каждому воздастся по заслугам" и так далее.
Как принимать в расчёт искажение на почве ИСМ
Есть четыре главных вида ИСМ, которые стоит учитывать:
- Ваше собственное искажение насчёт ваших собственных результатов.
- Ваше собственное искажение насчёт результатов других людей.
- Искажения других людей насчёт своих собственных результатов.
- Искажения других людей насчёт результатов других людей.
Что касается вашего собственного мышления - задачей является хорошо обдумать ситуацию под вопросом и проанализировать её для того, чтобы определить, является ли человек в данной ситуации действительно ответственным за те результаты, которые получил, или может ли в самом деле повлиять на конкретный будущий результат, предприняв какие-то действия сейчас.
Вы можете достичь этой цели, разбирая действия этого человека, их результаты и любые внешние влияния, которые могут воздействовать на эти исходы.
Для улучшения своей способности делать всё это в рациональной манере Вы можете попытаться снизить влияние ИСМ, используя различные контр-искаженческие приёмы. Например, Вы можете попробовать вспомнить примеры случаев, где люди получили результат, аналогичный тому, что Вы рассматриваете - несмотря на то, что со всей очевидностью они не отвечали за эти результаты. Далее, Вы также можете попробовать использовать эмпатию в отношении человека или группы людей, о которой размышляете, стараясь поместить себя на их место и увидеть вещи с их перспективы.
Вы также можете попытаться применить эти техники с парой небольших изменений, когда дело доходит до снижения искажений в мышлении других людей. Это применимо как к ситуациям, где люди выражают ИСМ потому, что убеждены в нём чьей-то риторикой, так и тогда, когда люди показывают такие верования естественно.
Точный способ, который Вам следует использовать для устранения искажений у других, зависит от обстоятельств текущего дела, так же как и от личностных факторов - но, в целом, Вам стоит применять ровно те же контр-искаженческие приёмы, которые Вы используете для собственного мышления.
Например, если Вы обычно пытаетесь вспомнить о контр-примерах с помощью схожих ситуаций, которые Вам известны, с целью устранить предвзятость на базе собственной ИСМ - Вы можете побудить и других сделать также, предоставляя им такие примеры и предлагая им подумать о других примерах, которые они сами могут найти.
Помните, что мир не на 100% случаен или несправедлив
Принимая в расчёт влияние ИСМ, важно держать в уме, что абсолютное верование в несправедливый или случайный мир, в которых хорошие дела наказуемы, а плохие вознаграждаются - или результаты вообще никак не связаны с действиями - может быть такой же вредной ошибкой, как и вера в то, что абсолютно все происходящие с человеком события обусловлены только его действиями.
Например, вера в то, что ваши действия никогда не влияют на ваши результаты, может иногда служить способы защитить ваше эго, приписывая все ваши неудачи совершенно неконтролируемым факторам, что может мешать вам обучаться на своих ошибках тогда, когда вы по крайней мере отчасти ответственны за те результаты, которые наблюдаете.
Таким образом, работая над устранением искажений о справедливости мира, не следует полагать, что люди заслуживают всё, что с ними происходит, в ситуациях, где это явно неверно, но также нам не стоит идти в другую крайность и допускать, что результаты людей никогда не определяются тем, что они раньше делали.
Скорее, нам следует пытаться подходить к ситуациям настолько непредвзято, насколько мы способны, чтобы оценивать их в наиболее рациональной манере.
Сводка и Заключения
- Иллюзия справедливого мира - когнитивное искажение, из-за которого люди допускают, что действия людей всегда приводят к нравственно справедливым последствиям, то есть хорошие поступки в конце концов вознаграждаются, а плохие дела в конце концов караются.
- Это искажение может быть внутриличностным и межличностным, то есть может влиять на взгляды людей на себя или на других, и также может быть ретроспективным или проспективным, то есть может влиять на то, как люди оценивают прошлое или прогнозируют будущее.
- Верование в справедливый мир может мотивировать людей на долговременные усилия, помогать им ощущать контроль и позволять им справляться с повседневными трудностями, в связи с чем это верование часто ассоциируется с эмоциональным благополучием.
- Вера в справедливый мир также может вести к различных проблемам, ярче всего это проявляется в ситуациях, когда люди неверно обвиняют потерпевших несчастье в их неудачах, даже когда то, что с теми случилось, очевидно вне их ответственности.
- Чтобы снизить влияние этого искажения, Вы можете попробовать опровергнуть интуитивное допущение, будто всегда есть прямая связь между действиями и результатами, используя различные контр-искаженческие техники и рассматривая ситуации с целью разобраться в возможных связях действий и последствий в рациональном ключе.