Супруги Теряевы на фоне кризиса потеряли бизнес, но быстро нашли новую нишу — производство натуральной косметики
Кризис среднего бизнеса
45-летний офицер в отставке Андрей Теряев никогда не думал, что свяжет свою жизнь с косметикой и улитками. В конце 1990-х годов у него родился сын, денег стало не хватать, и Теряев решил оставить службу. Он переехал в Новосибирскую область и устроился оперуполномоченным в ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями) города Бердска.
Новая работа пробудила в нем предпринимательскую жилку. «Мне стало интересно не искать преступников, а самому заниматься бизнесом», — делится Теряев. Чтобы подтянуть матчасть, он получил диплом экономиста в Новосибирском государственном техническом университете и в 2008 году запустил свой первый бизнес — ООО «Альфасиб», которое занималось производством металлоконструкций и строительных материалов.
За несколько лет годовая выручка компании «Альфасиб» доросла до 20 млн руб., но кризис 2014 года спутал карты: на фоне падения рубля рухнул рынок недвижимости, заказы на производство стройматериалов стремились к нулю. Компанию пришлось закрыть, убытки составили около 14 млн руб.
На фоне проблем с бизнесом Теряев переживал перемены и на личном фронте. В 2013-м он развелся с первой супругой и в том же году познакомился с Марией Оленевой, которая стала второй женой, а потом и бизнес-партнером Андрея.
35-летняя Мария родилась в Новосибирске и отучилась на инженера в Сибирском государственном университете путей сообщения. После вуза в первый раз вышла замуж и ушла в декрет. Рождение ребенка подтолкнуло ее к запуску бизнеса: в 2008 году Мария организовала совместные покупки на популярном в Сибири форуме для молодых матерей Sibmama.
Кризис настиг и этот бизнес: из-за резкого провала рубля производство в Китае стало нерентабельным. Дело еще какое-то время оставалось на плаву благодаря нераспроданным остаткам товара, но Мария понимала, что это ненадолго.
Золотые ступни
Мария и Андрей познакомились на тренинге личностного роста и почти сразу же стали жить вместе. Зимой 2014 года супруги решили «перезагрузиться» и отправились в отпуск в Таиланд. В одном из спа-центров они увидели необычную жидкость для педикюра, которая моментально отшелушивала ороговевший слой кожи на ступнях и действовала не хуже салонного мастера. «Из-за языкового барьера состав нам объяснить так и не смогли, но нас это не остановило», — вспоминает Теряева. Вместе с супругом они решили наладить производство аналогичного продукта в России.
Чтобы узнать секрет тайской жидкости, Теряевы привезли тюбик с собой и отдали на экспертизу в новосибирскую лабораторию. За 30 тыс. руб. там определили, что в основе препарата — щелочь, глицерин, экстракт алоэ вера и три вида кислот: стеариновая, олеиновая и лимонная. Кроме того, в нем обнаружили не самые полезные компоненты — тяжелые металлы и парабены. Предприниматели решили их убрать и сделать состав полностью натуральным.
Читайте также — Как заработать ₽142 млн на чае из сорняка
Летом 2014 года супруги зарегистрировали ООО «Бодитон», доли распределили поровну. Совокупно на старт ушло порядка 700 тыс. руб., 600 тыс. из которых предприниматели собрали в виде оплаты предзаказов. Средство презентовали как салон в миниатюре: косметику паковали в комплекте с инструментами для педикюра — перчатками, ватными дисками и пемзой, которые покупали в обычных магазинах. В зависимости от объема тюбика «Нанопятки» стоили от 800 до 1,5 тыс. руб., наценка производителей составляла порядка 40%. Чтобы наглядно показать эффект средства, Мария сняла несколько роликов, на которых лично делает педикюр своим родителям, и выложила на YouTube. Это сработало: за два месяца предприниматели собрали больше 2 тыс. предзаказов. Первая проданная партия позволила окупить основную часть стартовых затрат и принесла 55 тыс. руб. прибыли.
Сила улитки
В поисках новых направлений Мария Теряева наткнулась на необычный продукт — косметику из слизи улиток. Сыворотку на основе выделений моллюсков производили в основном азиатские компании, и предпринимательница решила повторить их опыт в Сибири.
Чтобы разобраться в технологии, Теряева заказала несколько вариантов корейской и китайской сыворотки и отдала в московскую лабораторию Doka Lab. Там определили, что в составе азиатских продуктов присутствует до десяти побочных компонентов — ароматизаторов и масел. Предпринимательница решила убрать все лишнее и оставить только слизь улиток и воду, чтобы контролировать концентрацию действующего вещества.
Самостоятельно разводить улиток в России сложно, климат не тот, объясняет Андрей Теряев. Поэтому сырье закупали в Китае, где этот вид производства поставлен на поток. Чтобы добыть слизь, улиток кладут на специальный вибрирующий стол. Моллюски реагируют на движение и выделяют секрет, который затем собирают работники фабрики. Производители уверяют, что этот компонент делает кожу более эластичной, увлажняет и питает ее.
На разработку формулы (85% — концентрат слизи, 15% — вода) и производство первой партии сыворотки «Бодитон» в начале 2016 года Теряевы потратили порядка 500 тыс. руб. Продажи запустили на порталах совместных покупок, женских форумах, в собственном интернет-магазине и на партнерских площадках, которым уже поставляли другие свои товары. Экзотика пошла хорошо: выручка компании в 2016 году достигла 27,6 млн руб., из которых 1,38 млн руб. принесла сыворотка из слизи.
Сегодня продукция «Бодитон» продается в двух десятках онлайн- и офлайн-магазинов по всей стране. За прошлый год выручка компании составила 51,6 млн руб., прибыль — 7,8 млн руб., за первые шесть месяцев текущего — уже 43 млн и 5,6 млн руб. соответственно. Почти две трети дохода приносят продажи на Wildberries и Ozon. Большинство затрат уходит на сырье для косметики, аренду помещений и оплату 16 сотрудников.
Читайте также — «Поначалу я недоумевал»: как сибиряк строит квасные заводы за рубежом
В классическую интернет-рекламу супруги уже давно не верят — разве что проводят конкурсы среди подписчиц в соцсетях. Зато верят в нумерологию и считают, что магия чисел помогает им в бизнесе. «Мы, например, никогда не используем в ценниках цифры 4 и 5. Цифра 4 в китайской традиции означает смерть, 5 — это негатив, отрицание. Так что ставить их можно только рядом — тогда получается отрицание смерти», — делится Мария Теряева.
Сейчас у супругов пятеро сыновей — по два мальчика у каждого от предыдущих браков и один общий сын. Недавно они всей семьей переехали в Москву, чтобы контролировать поставки в партнерские магазины в столице. Часть производства и складов компании «Бодитон» по-прежнему работает в Новосибирске, часть продукции изготавливается в московской клинике Doka Lab. В ближайших планах основателей — выходить на зарубежные рынки и разрабатывать новые виды косметики, в том числе на основе забытых советских технологий.
Материал из архива РБК. Полностью статью можно найти здесь