Найти тему
Мир вокруг нас.

Блаженные люди. Коломенский Данилушка.

Будучи на экскурсии в городе Коломна, я услышала там удивительную историю об одном очень интересном человеке, который долгое время жил в этом городе и в августе 1884 года скончался. Про блаженного Даниила. История юродивых в России уникальна. Я не знаю, это явление больше социальное или, всё-таки духовное. На этот вопрос ответа, пока нет. Но о людях Божиих, как их очень правильно называли, всегда знать очень интересно. Я пыталась потом найти более менее правдивые и полные данные о нём, но источники были малозначительные и сведения разрозненные, больше выдуманного, чем реального. И всё-таки, мне удалось собрать про него наиболее полный материал и объединить разрозненные сведения в единое целое. Внизу статьи будут указаны источники моих поисков.
Даниил Иванович Васильев родился в 1822 году в селе Лыкове, Коломенского уезда. Отец его был помещичий крестьянин, человек богатый, закоренелый раскольник, имевший у себя на дому молельню. Мать его была большою любительницею старых духовных книг, она их постоянно читала, а многие знала наизусть. Данилушка, почему-то, не был любимцем родителей и рос одиноко, даже не дружил он с детьми своей родни, и для любимой им игры в бабки ходил в другое село, вёрст за десять. Так как Данилушка был лучшим игроком в эту старо-русскую игру, то наигрывал этих бабок в течении недели на порядочную сумму, которую всю отдавал в церковь церковному старосте. Тот любил Данилушку за это, любил за его сиротливость, кормил и нередко оставлял у себя ночевать, брал с собой в церковь, где заставлял его петь на клиросе и торговать свечами. Отец Данилушки сердился за это на старосту и даже жаловался на него своему помещику. Помещик же, узнав, что Данилушка мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом , сделал казачком (маленьким лакеем) и хотел учить его грамоте. И вот дальше данные рознятся: по одним источникам получается, что в скором времени Данилушка убежал из дома помещика, сняв с себя одежду казачка, сказав, что она ему слишком велика и сваливается с него, то есть, ни с того ни с сего, лишился рассудка и с тех пор уже никогда не носил ни сапог, ни верхней одежды. По другим данным, как нам говорила экскурсовод, живые свидетели того времени рассказывали, что мальчика ударило громом, когда он шёл по полю с рынка в один из базарных дней и с тех пор, после того, как пришёл в себя стал совсем другим, очень набожным и не боялся холода, напротив, ему всюду казалось жарко. И даже в зимнее время он ходил босиком и без верхней одежды. Так или иначе, но с тех самых пор в праздничные и в будничные дни он постоянно ходил в церковь для молитвы, а когда не бывало службы в своём селе, то бегал за много вёрст в соседние сёла. На дворе ещё темно, а люди видели, как Данилушка уже бежит к заутрене, и как бы рано она ни началась, он всегда поспевал быть первым к её началу. Его ни останавливал никакой мороз, хотя бы в тридцать и более градусов. В одном нижнем белье с открытой головою, босиком, часто по колено в снегу по оврагам и полям бежит он к церковной службе.

Коломенский Данилушка. Его прижизненный портрет.
Коломенский Данилушка. Его прижизненный портрет.

Если же приходил он раньше благовеста, то он заходил к кому-нибудь из крестьян и там дожидался. Становился он в церкви на клиросе или около него и пел. Когда он достиг совершеннолетнего возраста, то покинул своё село и пришёл в город Коломну. Горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком ходил он по улицам, по церквам. Особенно он любил бывать на праздничной службе в городском соборе. Собор был холодным с чугунным полом, а Данилушка стоит себе на полу голыми ногами в своём обычном костюме, и от души подпевает певчим или псаломщикам, стоит весь погружённый в молитву и ни разу не оборачиваясь, ни назад, ни по сторонам. Днём Данилушка ходил по городу - по площадям и торговым рядам. Ему обыкновенно давали денег - он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую ему давал у себя в доме купец Кириллов. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Собирая деньги Данилушка любил шутить с купцами. Он их называл прозвищами, но они за это на него не обижались. Ходил он, заложив руки за спину, это была его излюбленная походка, по дороге всегда распевал церковные песни.

Службы на могиле блаженного идут и в наши дни. Желающих  посетить её и по сей день очень много. Туристы и паломники, прихожане храмов и просто местные жители, часто посещают это место в селе Шкинь коломенского района Подмосковья. Здесь у алтаря церкви Сошествия Святого Духа и был похоронен Данилушка.
Службы на могиле блаженного идут и в наши дни. Желающих посетить её и по сей день очень много. Туристы и паломники, прихожане храмов и просто местные жители, часто посещают это место в селе Шкинь коломенского района Подмосковья. Здесь у алтаря церкви Сошествия Святого Духа и был похоронен Данилушка.

Так, живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и сама церковь на собранные им подаяния была расписана внутри и обновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал. Говорили, трижды он предсказывал пожар в селе Лыкове. Последний раз сказал, что пожар будет в Великую субботу, и в это время сгорит дом его отца, что и сбылось. Бывал Данилушка и в Москве. Нередко сюда привозили его коломенские купцы, брали его с собой, когда ехали в Москву по своим торговым делам. И здесь он везде был желанным гостем, так как слава о нём уже к тому времени распространилась далеко за пределами Коломны. Перед смертью он похворал и был похоронен с большой почестью.

-4

По сей день люди почитают могилу блаженного Данилушки и приходят ему поклониться.

(Материалы взяты из статьи протоиерея Бухарева, из журнала "Кормчий" за 1903 год, 15 ноября, №47, в местном краеведческом музее города Коломны, журнала "Старица", 1996 года, статей "Паломнические поездки" и "Русские подвижники" газеты "Крестовский мост".)