Грозный и могучий Перун - бог войны, грозы, покровитель князей и воинства. У южных и полабских славян один из дней недели назывался перуновым днем (perundan), по аналогии с другими днями богов грозы у европейских народов, типа Зевса, Юпитера, Тора.
Русский историк 19 века Евгений Аничков считает, что Перун становится главным у славян довольно поздно. С ним соглашается крупный исследователь славянских древностей Борис Рыбаков. В Киевской Руси при религиозной реформе князя Владимира Перун встает в центр пантеона. Но данная попытка провалилась.
Однако еще Прокопий Кессарийский, византийский историк 6 века, описывая славян в книге "Война с готами" говорит, что у славян есть бог молний, который владычествует над всеми.
До Владимира идол Перуна уже стоял в Киеве, об этом свидетельствует "Повесть временных лет", где князь Игорь в 945 году поднимался к идолу. Также договоры с Византией в начале 10 века сопровождались клятвой Перуну и Велесу.
Значение имени
Само понятие "Перун" отсылает к индоевропейскому корню per, perk, что переводится как "удар". Возможно Перун понимался как ударяющий молнией. Также удар подразумевает некое орудие, типа молота.
У литовцев, соседей славян, был похожий на Перуна бог - Перкунас. Он катался по небосклону на колеснице и ударял всех врагов своим молотом, который затем к нему возвращался. Очень похоже на скандинавского бога Тора, чей молот именовался как "мьёльнир" (молот-молния).
У славян же топор заменялся стрелами Перуна, которые в виде грозы проходили сквозь землю и возвращались к нему обратно.
Перун как дуб, жертвоприношения, Илья-пророк
Славяне сравнивали громовержца с дубом. Дуб - это высокое одинокое дерево, растущее на холмах. Молния ударяла в дуб, и люди считали это соединением мужского и женского начала - неба и земли. После первой сильной грозовой погоды считалось, что можно возделывать землю для урожая, так как она готова давать плоды.
Славяне верили в Перуна и приносили ему кровавые жертвы еще при Владимире Мономахе. Об этом свидетельствует "Слово об идолах" - исторический памятник, датируемый 11-14 вв. Тот же Прокопий пишет в 6 веке, что славяне жертвовали Перуну быков.
Жертвой мог быть также петух или медведь. Всё зависело от важности дня. Животное убивали, во время ритуала оно наполнялось божественной энергией, и затем его поедали.
С христианизацией Руси Перун сменился пророком Илией, который бороздил небесные просторы на своей огненной колеснице. Аналогия близка, поэтому Илия идеально подошел для данной роли.
Почитание пророка возможно выпало на тот же день, когда праздновали Перунов день - 2 августа по григорианскому календарю. В житиях Илья-пророк описывается как громовержец. Свойства Перуна просто перенесли на христианского персонажа.
Врагом Перуна мог быть бог Велес, или Змей. Но об этом я напишу в следующей статье.