Найти тему

Как найти общий язык с любым пациентом — интервью хирурга-онколога Дмитрия Андреевича Красножона

Оглавление

Дмитрий Андреевич Красножон, хирург-онколог, реконструктивно-пластический хирург, кандидат медицинских наук и врач высшей категории, популярен у пациентов и пользователей НаПоправку: 117 отзывов с оценкой 4.9 балла из 5 возможных и неизменное лидерство в рейтинге докторов сервиса. Мы попросили его рассказать, как он общается с пациентами, относится к отзывам и чему учит ординаторов.

Еще больше статей в нашем блоге о медицинском маркетинге НаПоправку.

 «Где я работаю…»

Я работаю в ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер», еще сотрудничаю с Клиникой высоких медицинских технологий, Клинической больницей РАН, а также Клиникой онкологических решений «ЛУЧ». В месяц амбулаторно принимаю около 150 пациентов по ОМС и около 100 человек в рамках платных услуг. Пациентов не так много, потому что моя основная деятельность – это хирургическое и лекарственное лечение в стационаре.

Чем я больше всего горжусь в работе? Тем, что сделал для родного учреждения: создал и развил реконструктивно-пластическое направление по лечению рака молочной железы (до 2003-2004 годов его в клинике не было), а также начал проводить в учреждении международные клинические исследования. С 2005 года клиника стала одним из лидеров в этом направлении в России, я лично был главным исследователем в 30+ проектах. Мы успешно прошли множество независимых аудитов, в том числе и FDA.

Еще горжусь тем, что за три года мне и моей команде удалось создать замкнутый цикл лечения пациентов с раком молочной железы (от диагностики до реконструкции молочной железы) в Клинике высоких медицинских технологий.

Об этих и других проектах Дмитрий Андреевич регулярно рассказывает на своем сайте.

С командой Клиники высоких медицинских технологий
С командой Клиники высоких медицинских технологий

«Доктор – это сыщик…»

Главное в общении с пациентами —  это внимание. Но его нужно уметь проявлять. Оно начинается с незначительных «жестов»: спросить, как пациента зовут, и далее обращаться к нему по имени и отчеству, вдумчиво слушать и ни в коем случае не перебивать. Несколько лет назад я прочитал книгу Лари Кинга «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно, где угодно». Эту книгу должен прочитать каждый студент медицинского вуза.

Доктор, как журналист или сыщик, должен пробуждать в самом себе интерес к пациентам. Он должен ими заинтересоваться. Только так можно получить информацию, необходимую для правильного диагноза.

К сожалению, на приеме онколога пациенты часто так напуганы, что не могут о себе рассказать, поэтому врач должен воссоздать историю заболевания сам. Например, если пациенту предложить некоторый сценарий, он перестает стесняться и смело дополняет его обстоятельствами.

Отлично работают отвлеченные, но продуманные вопросы. Я нередко спрашиваю пожилых пациентов об огороде: что они выращивают на грядках, чем поливают, что хорошо растет. Это способ собрать анамнез и проверить, к примеру, насколько человек активен. Он позволяет мне как врачу глубже вникнуть в заболевание и принять правильные решения.  Есть и бонус – так среди пациентов не останется «неинтересных», за диагнозом проступает личность.

 «На консультации…»

Первым делом я представляюсь. Затем – рассказываю, как пройдет консультация. Если пациент понимает план работы, то она проходит плодотворно. Многие пациенты волнуются, не знают, с чего начать. Врач же, не обозначив «формат переговоров», сбивается, нервничает, в итоге никто не получает удовольствия от встречи.

Обычно я говорю, что задам несколько вопросов, затем изучу результаты исследований и проведу осмотр. Уточняю, что мне необходимо время, чтобы подумать, но после я обязательно выскажу свое мнение. Потом мы обсудим ситуацию, я запишу данные в медицинскую документацию и дам заключение. Иногда даю пациенту листок бумаги. Он записывает возникающие вопросы, пока я работаю с документацией, затем мы еще раз все обсуждаем.

Существует масса приемов, которые повышают эффективность консультации, например, повторение или инструкции. Человеку в принципе сложно понять все и сразу, а на память пациента, которому недавно сообщили неприятные новости, рассчитывать вообще нельзя. Задача врача – помочь и донести важную информацию.  Очень давно я написал инструкцию по биопсии молочной железы, описал процедуру в мельчайших деталях. Инструкцию приходится ежегодно обновлять, но вы даже не представляете, насколько она упрощает работу.

Такие же памятки я написал для пациентов, которые готовятся к хирургическому или химиотерапевтическому лечению. В итоге, когда все инструкции были собраны, я издал книгу «Рак молочной железы. Ответы на вопросы». Она серьезно мне помогает, и в настоящее время готовится четвертое издание.

С Игорем Петровичем Костюком и Сергеем Сергеевичем Крестьяниновым
С Игорем Петровичем Костюком и Сергеем Сергеевичем Крестьяниновым

«Пациент должен уйти от врача с…»

Пациент приходит на прием с проблемой, а должен уйти с решением. Часто врачи забывают не только дать решение, но даже обозначить проблему. Вместо этого проводится «встряска»: «У вас рак, все плохо».

Доктор должен сформулировать задачи, а затем дать пациенту рекомендации. Если случай «простой», нужно дать конкретные указания. Если случай «сложный», надо разбить большую задачу на несколько маленьких.

Например, приходит пациент, я вижу, что речь идет о раке молочной железы. Конечно, в лоб озвучивать такие диагнозы нельзя, да и, наверное, неправильно с юридической точки зрения, если нет гистологического подтверждения.

Поэтому большую задачу «излечение» делим на две поменьше: «диагностика» и «лечение». Затем диагностику дробим на более конкретные: УЗИ, биопсию, маммографию. И вместе с пациентом переходим от одной маленькой задачи к другой. Но чтобы успокоить пациента и ответить на все его вопросы, надо обязательно назначить промежуточные консультации на каждом этапе.

-4
-5

«Иногда врачи даже не понимают, что унижают пациента…»

Пациента нельзя унижать. Звучит несколько странно, но только для тех, кто не сталкивался с постсоветской медициной. Большинство врачей не ругаются матом, не обращаются к пациенту на «ты» и не ведут себя высокомерно, но, к сожалению, это все еще встречается.

Если прочитать отзывы на НаПоправку, основные претензии к врачам — это хамство и равнодушие. Первое характерно для врачей, окончивших институт до 2000 года, второе — для тех, кто после. Почему это происходит? Когда некоторые люди получают даже минимальную власть, проявляются их комплексы, страхи и желание отыграться на слабом.

Чаще всего я вижу: врачи даже не понимают, что унижают пациента. Унизить может даже брезгливая гримаса. Нередко такая гримаса у доктора возникает, если он видит, что перед ним человек бедный или пожилой. Да, пациент может вспотеть. Да, у него может быть запах пота — и что? Поставьте себя на его место: встать в 3 утра, добраться за 5 часов из Лодейного поля до Санкт-Петербурга на прием — и не вспотеть? Нормальный человек в принципе, когда заходит в онкологическое учреждение, уже волнуется и потеет.

Я часто слышу от врачей слова: «бабка», «старый пердун», «цыганка», «дура», «сучка» и др. Я знаю даже одного доктора, который на карточке пишет обозначения «с» и «д», а цифры 2 или 3 означает степень. Это уже говорит о глубокой профессиональной деформации.

Но НаПоправку, другие агрегаторы и вообще интернет серьезно ограничивают врачей в выплескивании своих эмоций на пациента. Информация быстро становится публичной. На мой взгляд, это хорошо.

«Пациенты делятся на два типа…»

Мне кажется, пациенты делятся на два типа: «терпеливые» и «нетерпеливые». Как правило, «терпеливый» пациент прочитал все о докторе в интернете и готов смириться с ожиданием. К сожалению, мои приемы порой затягиваются: некоторым пациентам достаточно и 10 минут, а некоторым и часа не хватает. Возникают накладки, но ничего плохого в этом не вижу. Это особенность работы.

«Нетерпеливый» пациент ждет от врача быстрого решения. Но в медицине быстрые решения — не обязательно правильные. Нельзя работу доктора подогнать под формат Макдоналдса, где есть стандарты, и они четко выполняются во всем и всеми.

Но о каких стандартах может идти речь, когда к вам пришел напуганный человек? Ему неуютно, страшно оказаться в больнице, где лечатся пациенты с диагнозом «рак».  У него спрашиваешь: «Что вас беспокоит?». Слышишь: «Меня направили». Уточняешь: «Вам переливали чужую кровь?». Ответ: «Я донор». Получить внятные ответы быстро почти невозможно, приходится подбирать ключик.

Лучший способ превратить «нетерпеливого» пациента в «терпеливого» — дать ему задание: заполнить анкету, изучить инструкцию, сходить взвеситься и измерить рост, разложить документы по порядку. Еще напряжение от ожидания снижает любая визуализация.  Хорошо, если в клинике, как у нас, висит телевизор, где постоянно «крутится» полезная информация о врачах, клинике, методах диагностики и лечения.

-6

«Если лечение прошло нормально, доктора порекомендуют…»

Почему у меня много отзывов? Секрета нет. Когда я начал сотрудничать с НаПоправку, количество отзывов выросло. Каждый пациент, который пришел на прием, получает форму обратной связи и может оставить комментарий. Через сервис записывается примерно 50-60 пациентов в месяц — число отзывов быстро растет.

Еще отзывы часто пишут пациенты стационара. На сайте ГБУЗ «Ленинградский областной клинический онкологический диспансер» есть огромный баннер, который ведет на страницу с рейтингом клиники на НаПоправку. Люди с удовольствием оставляют мнения. 

Если прием и лечение прошли для пациента комфортно, ему было приятно работать с лечащим врачом, он с высокой вероятностью напишет хороший отзыв. Когда пациент спрашивает, как меня отблагодарить, я смело отвечаю: «Напишите позитивный отзыв». Кстати, я предпочитаю именно такую форму благодарности, а не конфеты и коньяк. Мне кажется, у меня слишком большая коллекция этих продуктов. Как ни странно, пациенты тоже прекрасно воспринимают такой вариант благодарности.

Пациентов, которых я лечил давно от рака молочной железы и с которыми мы встретились на очередной консультации, я тоже прошу написать отзыв. Я не хочу какой-то особенной личной популярности, но на мой сайт приходит каждый день 2000 человек. Это небольшой город. Отзывы пациентов, излечившихся от рака, необходимы, чтобы вновь заболевшие знали, что рак – это не приговор. Излечение возможно и вероятно во многих случаях. Когда о своем выздоровлении пишут сами пациенты, то это мотивирует других бороться с болезнью.

Если лечение прошло нормально, то достаточно оставить пациенту телефон – вас будут рекомендовать. Но есть важный аспект: пациент должен записать ваш контакт в телефон. Визитками я давно не пользуюсь, они бесполезны. Люди обычно не переносят данные в телефон, надеясь на «бумажный носитель», а он быстро теряется.

Если вы врач и хотите, чтобы пользователи НаПоправку записывались к вам на прием, оставьте заявку. Наш менеджер с вами свяжется и ответит на все вопросы.

«Пациентов-экстремистов можно определить, не открывая дверь кабинета…»

Когда человеку плохо, он может вести себя негативно. Это объяснимо и ничего страшного в этом нет. С пациентским экстремизмом я сталкивался. Но если есть опыт, а опыт приходит с годами, то таких пациентов можно вычислить при первом общении и далее с ним уже не работать. Согласно мировой статистике, таких пациентов не более 10%, по моей статистике – примерно 1% или даже меньше. Их можно определить, не открывая дверь в кабинет.

Есть еще «латентные экстремисты». Они ведут себя адекватно, но при определенных обстоятельствах становятся экстремистами. Зачастую винить в этом их нельзя. Если человек переносит лечение тяжело, то из латентного экстремиста он превращается в явного.

Например, пациенту проводится химиотерапия, которая чаще всего ухудшает самочувствие, снижает аппетит, а нередко меняет вкусовые ощущения. Человека постоянно тошнит, ему не нравится еда, и, конечно, он пишет жалобу, что кухня в больнице ужасная. По большому счету он прав. Для него еда действительно ужасная, хотя при этом она нормально приготовлена. Большая ошибка врачей в подобной ситуации – провоцировать пациента, а не пытаться объяснить ситуацию, назначить дополнительное лечение, одним словом «сбавить обороты».

-7

«Причину проблем нужно искать в себе…»

Доктору профессионально расти помогает самоанализ. Ничего просто так не происходит: конфликты на пустом месте не возникают, пациенты не «донимают», а у врача не появляется злость. Надо искать причину в себе. Если вас раздражает «внезапный» пациент, значит, что-то вы сделали неправильно: не назначили дополнительную консультацию или не организовали собственную работу. Если раздражают пациенты с «телефонными вопросами», возникающими в воскресенье утром, то это тоже ваша недоработка: даете личный телефон. Обозначьте границы.

С Полиной Сергеевной Шило и Марией Леонидовной Степановой в Клинике «ЛУЧ»
С Полиной Сергеевной Шило и Марией Леонидовной Степановой в Клинике «ЛУЧ»
С учениками и уже коллегами — Евгенией Михайловной Цыпилевой  и Игорем Викторовичем Копытичем
С учениками и уже коллегами — Евгенией Михайловной Цыпилевой  и Игорем Викторовичем Копытичем

«Врач не должен быть голодным и уставшим на работе…»

Нельзя быть голодным и уставшим при работе с людьми. Если я голоден и устал, то прямо так и говорю: «Я устал и голодный». В 100% случаев пациенты позволяют сделать паузу. Единственный способ профилактики эмоционального выгорания – отдых и забота о себе.

Еще не стоит «копировать» или «тиражировать» негативные эмоции. Часто среди коллег слышу рассуждения: «Вот, она такая, сякая». Ну какой смысл еще раз тиражировать негативные эмоции внутри собственного сознания? Тиражировать надо позитивную информацию. Вот вылечил пациента – похвали себя перед коллегами. Хотя у некоторых коллег это тоже вызывает раздражение, но это, кстати, один из симптомов профессионального выгорания.

-10

«Публичность защищает доктора»

Публичность и личный бренд врача – это данность, характеристика времени и профессии. Бренд доктора формируется автоматически, хочет он этого или нет: информацию о докторе слишком легко найти в интернете. Но если врач пускает этот процесс на самотек, то последствия могут быть непредсказуемыми.

Прочитайте материал нашего блога о том, как доктору работать с личным брендом.

Публичность – это гарантия, что пациенты вас найдут. Ничего страшного в ней не вижу. Более того, это определенная защита от необразованных руководителей. Год назад позвонил мне заместитель главного врача одной клиники, где я работаю, и возмутился, что я провожу операции транссексуалам. Делал я их на законных основаниях, по согласованию с непосредственным руководством уже полтора года.

Но вдруг заместителю главного врача показалось, что эти операции идут вразрез с религиозными догматами. В итоге, к сожалению, я перестал делать их в этой клинике. Но как публичный человек могу легко заявить: руководитель, который даже не понимает, что такое транссексуализм (код по международной классификации болезней — F64), безграмотен. При других обстоятельствах бы не смог.

При этом личный бренд у врача никто отобрать не может. Современные клиники, особенно частные, нанимают сотрудников, имеющих хоть какую-то минимальную известность. Конечно, если врача устраивает работа в общелечебной сети, то можно брендом и не заниматься. Но думаю, что, если вы дочитали интервью до этого места, вы – активный человек, который хочет развиваться.

Читайте интервью врача и предпринимателя Анатолия Ивановича Недозимованого о том, как врачу открыть свою клинику и добиться успеха.

«У молодых врачей огромные провалы в образовании»

К сожалению, у молодых врачей, которые приходят ко мне учиться, огромные провалы и в общем образовании, и в специальном. Заметил грустную тенденцию: провалы в образовании растут вместе с необоснованной уверенностью в собственных силах. Они ждут наград и восхищения. Дело доходит до абсурда: «Я пришел в клинику – дайте мне медаль».

Большинство ординаторов, которых я вижу, «проиграли, не начав игру». У них нет мотивации. Возможно, я строг. Но считаю неприемлемым, когда клинический ординатор не может запомнить по имени и отчеству 16 пациентов, лежащих в моих палатах по 7-10 дней.  Значит, диагнозы и прочую информацию он тоже не сможет запомнить.

Обычно ординаторов я обучаю так. Сначала учу формулировать собственные мысли и постоянно тренировать этот навык. Затем требую научиться слепому, десятипальцевому методу печати и заставляю тренировать мануальные навыки: вязать узлы, чертить круги на бумаге, держать ножницы и иглодержатель. Потом обучение становится индивидуальным.

Почему важна десятипальцевая печать? Когда заполняешь историю болезни, дополнительно анализируешь информацию. К сожалению, большинство врачей не умеют быстро печатать на клавиатуре – их мозг ничего не анализирует и занимается только поиском клавиш. Кроме того, у новичка клавиатура вызывает раздражение. Но если работа вызывает раздражение, она приносит плохие результаты. 

Если давать глобальные советы, то, наверное, главный совет молодым врачам я сформулировал бы так: «Надо делать в два раза больше, чем от вас требуют». На современном языке это звучит: «Будьте проактивны». К сожалению, молодежь с трудом воспринимает такие советы. Многие считают, что все должно произойти чудодейственным, но естественным путем, нужно только присутствовать на работе. Это не так.

Еще больше статей в нашем блоге о медицинском маркетинге НаПоправку.