Найти в Дзене
Новая Школа Музыки

Бочка в электронной музыке

Оглавление

Пожалуй, каждый фанат электронной музыки (а особенно - танцевальной электроники) знаком с эффектом, который оказывает бочка (иначе называемая басовым барабаном или по-английски - kick) на тело и слух. Бочка - настоящая королева грува, той самой энергии, которая заставляет тело в неистовстве отплясывать на танцполе, или просто ритмично кивать головой. Именно ритмические паттерны, формируемые бочкой, определяют - в каких местах трека мы захотим танцевать, а где - отдыхать, в ожидании нового танцевального взрыва.

В чем же секрет и где здесь магия? Почему низкочастотные удары бочки имеют такое мощное воздействие на психику слушателя? Можно ли приручить эту энергию, направив ее в нужное русло при создании своих собственных треков? В этой статье Дэвид Абраванель (David Abravanel) проведет подробное анатомические исследование бочки, а также - расскажет о ее истории в электронной музыке.

Теория большого взрыва

Электронная бочка появилась на свет в попытках эмулировать звучание акустического басового барабана. Тембр электронной бочки (как и тембр реального басового барабана акустической барабанной установки) можно условно разделить на 3 компоненты:

  • «Атака» или «щелчок» - стартовый импульс бочки. Характер атаки зависит от того, как быстро тембр барабана появляется в пространстве. Например, в случае быстрой резкой атаки, бочка будет характерно «щелкать», а в случае медленной - «ухать» или «грохотать». Атаку бочки относят к категории трансиентов (transients), то есть резких перкуссионных звуков, ответственных за «заметность» ритма в миксе. Таким образом, бочка с хорошей атакой будет отлично заметна в любом, даже самом насыщенном миксе.
  • «Тело» - объем или, иначе говоря, вес бочки. Именно эта компонента придает бочке необходимый характер и плотность, помогая формировать низкочастотный грув трека.
  • «Хвост» или фаза спада, может быть как частью «тела» бочки, так и иметь свой особый характер. В качестве примера, вспомните массивный хвост классической 808-й бочки, являющийся «визитной карточкой» множества электронных треков в жанрах trap, techno, electro и других.

Вот несколько примеров звучания электронной бочки с различными характерами атаки, тела и хвоста. Все бочки были вручную «накручены» в Ableton Live при помощи синтезатора Operator и обработаны эффектами Drum Buss, Dynamic Tube, Delay, Redux, Saturator и EQ Eight. Прослушивание примеров в хороших наушниках или на качественной акустической системе позволит детальнее прочувствовать разницу:

Послушать примеры звучания >>>

Как видите, бочка может иметь абсолютно разный характер звучания, даже при использовании одних и тех же инструментов и техник саунд-дизайна.

Бочка и винтажные драм-машины

Звучание первых в мире драм-машин трудно сравнить с игрой живого барабанщика - такие устройства в первую очередь создавались с целью исследования природы повторяющихся ритмов. Первым в мире инструментом, которое можно условно назвать драм-машиной, стал «Ритмикон» от нашего соотечественника Льва Термена, созданный в 1931 году:

Работа «Ритмикона», продемонстрированная Андреем Смирновым на международной конференции Ableton Loop 2017

Последующие эксперименты по созданию драм-машин привели к появлению на свет уже куда более привычных (в современном понимании) устройств. Однако, до плотной упругой бочки, «качающей» танцпол, было все еще далеко. Одна из таких ранних драм-машин, с необычным названием «Donca Matic» (которое, кстати, было использовано группой Gorillaz в одном из своих треков), была выпущена в 1963 году и стала первым в мире продуктом от компании Korg.

Полное название устройства (и это не шутка): «Электрическая автоматическая ритм-машина с вращающимся диском Donca Matic DA-20»

Стоит отметить, что на заре своего появления, ритм-машины имели довольно узкую сферу применений. Чаще всего, они использовались в качестве своеобразного «метронома» или ритмического аккомпанемента домашними музыкантами и органистами в церквях, не имевшими возможности работать с живым барабанщиком.

Бочка и грув

История развития музыкальных технологий знает немало эпизодов весьма неожиданного, никак не документированного производителем использования отдельных конструктивных особенностей музыкальных устройств. Сюда можно отнести, например, первые эксперименты с порванными динамиками гитарных усилителей, в итоге подарившие нам эффект дисторшна, а также - ограничения ранних цифровых синтезаторов и драм-машин, ставшие основой для появления на свет нового музыкального жанра - Glitch.

Первые эксперименты с использованием драм-машины внутри готовой аранжировки были не менее интригующими - Stevie Wonder, Sly and the Family Stone, Iggy Pop и другие артисты-новаторы одними из первых решились на этот необычный шаг, по достоинству оценив холодную, механическую природу искусственных ритмов.

Donna Summer - “I Feel Love”. Иронично, но помимо вокала Донны Саммер, единственным «живым» элементом в этой песне стала акустическая бочка.

Применение электронной бочки в том виде, в котором оно знакомо нам сегодня, началось, пожалуй, с диско-музыки. В качестве примера, приведем хотя бы треки Донны Саммер (Donna Summer), созданные в творческой коллаборации с Джорджио Мородером (Giorgio Moroder) - многие из них звучат на танцполах и по сей день. Песня “I Feel Love” до сих пор считается одним из бессмертных танцевальных гимнов клубной культуры. По другую сторону жанровых баррикад активно идет развитие жанра Industrial, во главе с провокаторами Throbbing Gristle, которые также активно используют электронную бочку в своей музыке.

Throbbing Gristle - “Hot On The Heels Of Love”

Тем временем, Нью-Йоркские панки Suicide решают направить привычную для 60-70х годов концепцию «орган - драм-машина» в куда более экстремальное русло. Сухой минимализм и ускоренный электронный темп их композиций подчеркивает мощная бочка драм-машины Seeburg Select-A-Rhythm, пропущенная через дешевую педаль дисторшна. Так на свет появляется синтетический панк.

Suicide - “Rocket USA”

Время надирать задницы!

Звучание классических hip-hop, house и techno-треков 80-х годов практически немыслимо без использования новой волны электронных драм-машин, появившихся на рынке в это время. Плотная, насыщенная электронная бочка появилась на свет благодаря сменившемуся отношению к электронным ударным - как со стороны производителей, так и со стороны артистов. Самой популярной в мире электронной бочкой, например, по сей день считается kick драм-машины Roland TR-808. Выпущенная компанией Roland в 1982 году, легендарная «808-ая» стала полноценным преемником предыдущего поколения драм-машин от Roland (таких как, например CR-78), в первую очередь рассчитанных на репетиции и демо-записи.

Знаменитые биты на Roland TR-808

Звучание Roland TR-808, совершенно непохожее на звучание акустической барабанной установки, очень скоро сделало новый инструмент настоящей иконой в мире музыкальной индустрии - во многом, благодаря плотной низкочастотной бочке, так и норовящей «взорвать» динамики! 808-ая бочка до сих пор является одной из самых популярных в мире - подражать ее звучанию стремятся и многие производители «железа», и создатели софтовых плагинов.

Отправляемся назад в будущее вместе с футуристическим рекламным роликом TR-808!

С момента появления на свет TR-808, многие производители драм-машин уже не стремятся к имитации звучания реальных ударных. Следующая драм-машина от Roland - TR-909, выпущенная годом позже (в 1983 году), представляет собой инструмент, разработанный специально для создания синтетической музыки. Используя примитивные акустические сэмплы для имитации хай-хэтов, 909-ая одновременно предлагает и полностью аналоговую, а значит - исключительно электронную бочку. Занявшая почетное место в кругах house и techno продюсеров, бочка TR-909 выделяется куда более пробивной атакой и агрессивным характером, идеальным для обработки с помощью дисторшна.

Бочка The TR-909 идеально вписывается в классический техно-трек «The Bells» от Jeff Mills

Обратите внимание на характер 909-й бочки. «Атака» и «тело» здесь уже куда более жесткие, нежели у бочки TR-808. Такая бочка лучше «прорезает» микс, в то время как длинный низкочастотный хвост 808-й лучше подходит для создания мощного саб-баса, любимого многими битмейкерами. Особенную популярность 808-ая бочка заслужила в кругах trap-артистов - ее низкочастотный гул, формирующий насыщенный «низ», отлично сочетается с «трещащими» хай-хэтами и агрессивными ударами рабочего барабана (snare).

Цифровая эпоха

«Электронная» бочка - не значит «аналоговая». Согласно современной легенде, в какой-то момент, профессиональные музыканты и продюсеры постепенно решили отказаться от «аналоговых» 808 и 909, заменяя их на новомодные (по тем временам) сэмплерные драм-машины. Сэмплы барабанных ударов, использовавшиеся в таких устройствах, часто были акустическими (то есть, записанными с реальной барабанной установки). Однако, звучание ранних сэмплеров, основанных на дешевых EPROM-чипах с низкой битностью и разрядностью, придавало этим сэмплам особый «цифровой» характер.

Prince был одним из музыкантов, активно использовавших сэмплерную драм-машину Linn LM-1. В этом видео вы можете услышать несколько знаменитых барабанных партий из его песен.

Если вы хотите, чтобы ваша бочка зазвучала в характере ранних сэмплерных драм-машин эпохи LinnDrum, попробуйте использовать бесплатный Max for Live девайс Microdrum от Роберта Хенке (Robert Henke).

Разумеется, цифровой движок может предложить куда больше, чем простое воспроизведение записанных сэмплов ударных. Небольшая щепотка частотной модуляции, например, может значительно повлиять на общий характер бочки, сделав ее еще более уникальной и узнаваемой. Наконец, говоря о FM-перкуссии, невозможно не вспомнить Autechre - настоящего мастера синтетических ударных. Обратите внимание на «хрустящий» характер цифровой бочки и других перкуссионных элементов в его треке “Tilapia”:

Autechre – “Tilapia”

Сводим бочку в режиме «Эксперт»

Синтезируете ли вы бочку самостоятельно или используете сэмплы, работаете ли с драм-машиной или плагинами - в любом из этих случаев бочка должна правильно «сидеть» в общем миксе! Для того, чтобы подробнее рассмотреть процесс сведения бочки, вы попросили совета у Кевина МакХага (Kevin McHugh) - ведущего звукоинженера и звукорежиссера студии Valence Studios.

Эквалайзер и компрессор - эффекты, которые применяются для обработки бочки чаще всего. «Хорошую бочку практически не нужно эквализировать» - говорит Кевин. «Использование компрессора, напротив, играет решающую роль в сведении бочки в электронной музыке. Чаще всего, начинающие продюсеры думают о компрессоре так о инструменте, которые сделает бочку громче. Однако, в данном случае, куда правильнее считать компрессор инструментом для контроля положения отдельных компонентов бочки в общем миксе. С помощью компрессора, вы можете сделать бочку более однородной или более динамичной, можете выделить атаку или наоборот - тело бочки, добавить гармонического дисторшна, и так далее. Понимание принципов работы компрессора и их отношения к компрессии бочки может полностью изменить ваш взгляд на сведение треков.»

Наиболее распространенные проблемы, касающиеся положения бочки в общем миксе, чаще всего сводятся к двум вопросам - либо бочка недостаточно хорошо «пробивает» микс, либо ей не хватает тела и глубины. Кевин поделился своими советами касательно обеих ситуаций:

Разборчивость бочки: «вместо того, чтобы фокусировать внимание на непосредственном синтезе бочки и работе с ADSR-огибающими, стоит попробовать мысленно разделить уже готовую бочку на 3 условные компоненты - тренсиент («щелчок» или «атака» бочки), тело (фаза перехода от «щелчка» к спаду) и хвост (тот самый «буууум»). Если бочка недостаточно хорошо читается в миксе, значит один из трех ее компонентов неправильно сбалансирован относительно остальных элементов микса. В некоторых случаях, вам может не хватать тренсиента бочки, иногда бочка имеет слишком длинный спад, «загрязняющий» патрию баса или другую низкочастотную компоненту микса, и так далее. Бочка будет достаточно разборчивой и заметной только тогда, когда все три ее компоненты займут нужное положение в миксе и не будет конфликтовать с остальными дорожками.»

Тело бочки: «за обьем или вес обычно отвечают фазы тела и спада. Чаще всего, это достаточно громкий, низкочастотный участок бочки, подчеркнуть которой можно с помощью короткой атаки компрессора. Длинная, мощная фаза спада может звучать объемно и тяжеловесно. Однако, без хорошего «тела», такой спад бочки будет куда болше похож на теплый и гулкий саб-бас.»

Для быстрой интуитивной сатурации и компрессии, попробуйте использовать инструмент Drum Buss на дорожке с бочкой.
Для быстрой интуитивной сатурации и компрессии, попробуйте использовать инструмент Drum Buss на дорожке с бочкой.

Настройка высоты бочки

Если вы уже имеете базовый опыт работы с бочкой, то вам, возможно, знакома дилемма, связанная с вопросом подстройки высоты бочки под тональность баса. «Это очень субъективный вопрос» - говорит на этот счет Кевин. «Как правило, человеческое ухо очень плохо различает высоту звуков, расположенных ниже 60 Гц - а именно в этом диапазоне чаще всего и расположены фундаментальные частоты бочки. В некоторых треках спад бочки может использоваться в качестве своеобразной басовой партии - и тогда, конечно, бочку нужно подстраивать под трек по высоте. В других треках куда важнее следить за правильным положением бочки в миксе, не ориентируясь на тональность.» Настраивать бочку в тональность или нет, решать вам - однако, не стоит забывать и о том, что нижние частоты трека должны оставаться плотными и разборчивыми в любой ситуации!

Хитрости

Наконец, мы попросили Кевина поделиться с нашими читателями какими-то особенными приемами работы с электронной бочкой, и получили на это следующий ответ:

«Это может показаться банальным, но в своей практике я постепенно отхожу от использования различных уловок, стараясь доверять собственному опыту и наработанному слуху. Любые, даже самые дорогие мониторы будут бесполезны в комнате с плохо подготовленной акустикой. То же касается и сведения - любые, даже самые хитроумные приемы будут бесполезны без минимальных навыков и понимания базовых принципов сведения. Бочка - лишь одна из игральных фигур на вашей шахматной доске! Это важная фигура и она играет серьезную роль, но по-настоящему эта роль может раскрыться только во взаимодействии с остальными «фигурами» - элементами вашего микса. Научитесь «ходить» бочкой верно, затем, попробуйте определить - какие стратегические преимущества вам дают новые знания. В результате, ваша «игра в сведение» станет куда более глубокой и интересной!»

Теперь, когда мы с вами исследовали историю бочки, рассмотрели ее устройство и поговорили о сведении - самое время приступить к практическому исследованию процесса синтеза и обработки бочки в Ableton Live 10 с помощью видеоурока от Новой Школы Музыки:

Подробнее углубиться в синтез и поэкспериментировать над созданием своей собственной уникальной бочки вы можете, скачав ableton-пресет Kick Me (для использования пресета вам понадобится версия Ableton Live не ниже 10)

Скачать пресет для синтеза бочки Kick Me

ttps://newableton.live/
ttps://newableton.live/

Давно мечтаете начать писать качественную музыку и освоить Ableton Live под руководством опытного педагога? Тогда курс "Формула первого трека" может стать для вас отличным стартом!

После бесплатной регистрации вы получите доступ тестовым видеоурокам, которые помогут вам освоиться с программой и сразу же приступить к работе над треками, изучая возможности Ableton на практике! Помимо видеоуроков, курс включает множество дополнительных материалов:

  • учебные Ableton-проекты
  • пресеты для инструментов и эффектов
  • сэмпл-паки
  • личные видеоуроки от преподавателя

Преподаватель курса: Дмитрий 2Dcube - профессиональный музыкант, главный синтезаторный гуру рунета, ведущий популярного Youtube-блога MusicmagTV.

Подробнее о курсе >>>>

Оригинал статьи >>>>