Найти тему
Живая Традиция.

Зимний мясоед.

Самое свадебное время по русскому обычаю!
«Зима за морозы, а мужик за праздник».


И действительно, крещенские морозы были настолько суровы, что крестьянин вынужден был проводить больше времени дома, у печи. Да и свободного времени было значительно больше - скот в стойлах, хлеб запасён, а по глубоким сугробам далеко не уйдешь.
Самое время ходить по гостям! Ведь запасов, особенно мясных, еще много.*

Так как, время свадебное, представляем вам экспедиционный материал записанный от Торновой Марии Семёновны, 1920 г.р.

Свадебный обряд в Ардатовском районе, Нижегородской обл.

Невест присматривали на гулянье, вечером парни и девушки гуляли по селу с гармошкой. Вскоре и сватов засылали. Сватову выбирали из родни, иногда сватали родители.

Сваты обычно говорили:

«У вас лишней ярки нет? Продайте нам её!»

Сваты и родители невесты ударяли по рукам и «благословлялись» - молились перед иконами.

Н. Петров. Смотрины невесты.
Н. Петров. Смотрины невесты.

Проходил сговор. Договаривались о сроках свадьбы, расходах, о взносах. С жениха – одежду, валенки, шубу. С невесты – валенки с калошами.
Через некоторое время после сватовства проходил
запой, на котором присутствовали все родные.
На следующее воскресенье после запоя мать жениха несёт невесте пирог.
Перед свадьбой для невесты устраивалась «
баня с подружками». Жених один мылся.

В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани
В. Перов. Накануне девичника. Проводы невесты из бани

Вечером перед девишником девушки несут приданое, постель, рубаху жениху под венец, полотенце, носовик. Девки требуют жениха, родители не отдают:

«Нет его, на мельницу ушёл».

Затем возвращались к невесте, гуляли и оставались спать. На девишнике невеста плачет: «Не цоши (чеши) мою косу русую..»

Утром невеста будит сначала родителей, затем коренную подругу и потом остальных:

Вставайте, мои дорогие родители!
Спалась ли вам темна ноченька?
А мне, горькой, не спалось, не дремалось.
Как мне, горькой, под венцом стоять,
Судьбу горьку принять?

А. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии
А. Рябушкин. Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии

Если не было матери, отца будили так:

Вставай, милый отец!
Пойдём мы с тобой на высоку горушку
И ударим мы в большой колокол.
Не раздастся ли сыра земля-матушка,
Не раскроется ли гробовая доска?
Не откроет ли она очи ясные, не разожмёт ли она уста сахарные,
Не расплеснёт ли она руци (руки) белые,
Не прижмёт ли она меня к груди белой,
Не даст ли они мне велико благословеньице?

*прим.автора - стоит учитывать, что мясная пища для русского крестьянина, была скорее исключением, чем правилом.

Хочешь узнать, что было дальше?
Читай
тут.

-5