Самое свадебное время по русскому обычаю!
«Зима за морозы, а мужик за праздник».
И действительно, крещенские морозы были настолько суровы, что крестьянин вынужден был проводить больше времени дома, у печи. Да и свободного времени было значительно больше - скот в стойлах, хлеб запасён, а по глубоким сугробам далеко не уйдешь.
Самое время ходить по гостям! Ведь запасов, особенно мясных, еще много.*
Так как, время свадебное, представляем вам экспедиционный материал записанный от Торновой Марии Семёновны, 1920 г.р.
Свадебный обряд в Ардатовском районе, Нижегородской обл.
Невест присматривали на гулянье, вечером парни и девушки гуляли по селу с гармошкой. Вскоре и сватов засылали. Сватову выбирали из родни, иногда сватали родители.
Сваты обычно говорили:
«У вас лишней ярки нет? Продайте нам её!»
Сваты и родители невесты ударяли по рукам и «благословлялись» - молились перед иконами.
Проходил сговор. Договаривались о сроках свадьбы, расходах, о взносах. С жениха – одежду, валенки, шубу. С невесты – валенки с калошами.
Через некоторое время после сватовства проходил запой, на котором присутствовали все родные.
На следующее воскресенье после запоя мать жениха несёт невесте пирог.
Перед свадьбой для невесты устраивалась «баня с подружками». Жених один мылся.
Вечером перед девишником девушки несут приданое, постель, рубаху жениху под венец, полотенце, носовик. Девки требуют жениха, родители не отдают:
«Нет его, на мельницу ушёл».
Затем возвращались к невесте, гуляли и оставались спать. На девишнике невеста плачет: «Не цоши (чеши) мою косу русую..»
Утром невеста будит сначала родителей, затем коренную подругу и потом остальных:
Вставайте, мои дорогие родители!
Спалась ли вам темна ноченька?
А мне, горькой, не спалось, не дремалось.
Как мне, горькой, под венцом стоять,
Судьбу горьку принять?
Если не было матери, отца будили так:
Вставай, милый отец!
Пойдём мы с тобой на высоку горушку
И ударим мы в большой колокол.
Не раздастся ли сыра земля-матушка,
Не раскроется ли гробовая доска?
Не откроет ли она очи ясные, не разожмёт ли она уста сахарные,
Не расплеснёт ли она руци (руки) белые,
Не прижмёт ли она меня к груди белой,
Не даст ли они мне велико благословеньице?
*прим.автора - стоит учитывать, что мясная пища для русского крестьянина, была скорее исключением, чем правилом.