Так уж устроена человеческая психика, что существует «мнение», что среднестатистический лётчик-истребитель ВВС РККА по уровню лётного мастерства значительно уступал своему визави из Люфтваффе. Как это «мнение» формируется - это отдельный вопрос. Вопрос, почему мы этому мнению верим, не смотря на факты? Ведь факты говорят об обратном! Все мы прекрасно знаем, как показал ход Второй Мировой войны, что всякая наземная стратегическая войсковая операция обречена на провал, если не будет у победителя господства в воздухе. В итоге, всю континентальную Европу, объединённую под знаменем Третьего Рейха мы поставили на колени, в том числе и в воздушной войне и мы это сделали с помощью неумелых лётчиков? Ах да, трупами (металлоломом, фанерой и т.д.) противника завалили. Но эта заезженная пластинка «либеральных» историков слабо работает, когда речь идёт о таком высокотехнологичном противостоянии, как война в воздухе. Там выходит уже на первый план не количество, а качество. По ТТХ истребителей, если говорить грубо, мы Люфтваффе не уступали (особенно, это касается второй половины войны) и логично предположить, что и по уровню лётной подготовки «сталинские соколы» не уступали немецким «коллегам». Это касается, как и индивидуального мастерства, так и лётной подготовки на уровне подразделений.
Я приведу одно сравнение, которое камне на камне не оставит о мифе про неумелость «ястребов» РККА. Самое главное в этом сравнении соблюсти «чистоту эксперимента». В чём она заключается? Как вы думаете, что остаётся у лётчика, когда его бросают в совершенно другую для него обстановку? Речь идёт о смене театра военных действий, о смене высоты, на которой ведётся воздушный бой, о перемене тактики боя, потому что ты встречаешься с другими типами самолётов и так далее. Ответ подразумевается, у лётчика остаётся только его мастерство, которое он должен реализовать в новой для него обстановке.
С немецкой стороны нашем «сравнительном эксперименте» выступит 54-я истребительная эскадра «Зелёное сердце», с советской стороны - 240-я истребительная авиадивизия. Надеюсь, у фанатов Люфтваффе нет оснований сомневаться в компетенции «Зелёных сердец»? Ну а мы с вами, дорогой Читатель, посмеем немного посомневаться.
Летом 1943года часть 54 эскадры, а именно группа 3./JG54 и эскадрилья 4./JG54, были переброшены во Францию на Западный фронт. На новом месте «жительства» с заезжими «варягами» случился пренеприятнейший конфуз. Их долгое время не допускали к боевым вылетам по причине их не боеготовности! Мало ли, скажет Читатель, какой-нибудь взбалмошный начальник-самодур прессовал несчастных лётчиков, которые прямо так и рвались защищать небо Третьего Рейха! Тут немного не так, этим «взбалмошным» начальником оказался не кто иной как Йозеф Приллер, обладатель Рыцарского креста с Мечами, второй ас (после Галланда) Западного фронта. Одних только «Спитфайров» Приллер наколотил 68 штук. Это абсолютный рекорд. Кстати, англичане подтвердили потерю почти всех заявленных Приллером «Спитфайров». А ещё, этот «начальник» завалил 11 (!) четырёхмоторных «Летающих крепостей» и «Либерейторов». Одним словом, это лётчик авторитетный, настоящий эксперт не чета «асам» с Восточного фронта с их дутыми трёхзначными «победами». Был большой скандал, который замялся только на уровне Геринга. Ещё бы, не от хорошей жизни подразделение перебрасывается из России, как будто у них там курорт был, но факт остаётся фактом, им пришлось «загорать» долгое время уже во Франции, а причина одна - недостаток лётного мастерства! Кстати, Восточный фронт для «Зелёных» точно курортом не был, в лесах и степях России отправились на небеса (уже другого формата) множество асов: Арнольд Лигниц (25 побед), Хуберт Мюттерих (43 победы), Франц Эккерле (62 победы), Херман Лейште (29 побед), Арнольд Кауэр (37 побед), Хакон фон Бюлов (61 победа), Герхард Лаутеншпагер (31 победа), Осей Унтерлерхнер (27 побед), Отто-Бруно Лозерт (47 побед), Людвиг Бауэр (40 побед), Макс-Хельмут Остерманн (102 победы), Херберт Финдейзен (67 побед, попал в плен), Карл Саттиг (53 победы, попал в плен), Херберт Финдейзен (67 побед, попал в плен), Петер Зиглер (49 побед), Иоахим Вандель (75 побед), Бернхард Шультен (59 побед), Ханс-Иоахим Хейер (53 победы), Норберт Пфейффер (37 побед), Альфред Деттке (33 победы), фельдфебель, Йозеф Брехтль (27 побед), Вальтер Мейер (58 побед), Ханс "Асси" Ханн (108 побед, попал в плен), Герхард Беютин (60 побед), Артур Гартнер (27 побед), Ханс Бесиссвенгер (152 победы), Зигфрид Матушка (29 побед), Хорст Ханнинг (98 побед), Вальтер Хек (32 победы), Вернер Лохманн (47 побед), Херберт Эрдманн (34 победы, попал в плен), Рейнхард "Зеппи" Зейлер (109 побед), Уго Хюнерфельд (28 побед, попал в плен), Ханс-Йоахим Хаппач (20 побед), Петер Бремер (40 побед, попал в плен), Гюнтер Шелль (71 победа), Рудольф Тереке (27 побед), Хайнрих Юнг (68 побед), Херберт Броэндле (58 побед, попал в плен), Герхард Хомут (63 победы), Ханс Гёц (82 победы), Макс Штоц (189 побед, попал в плен), Оберфельдфебель Хейнрих Коллер (49 побед), Ксавьер Мюллер (47 побед), Фридрих Розенталь (45 побед),Карл Фухс (67 побед), Курт Паблер (31 победа) - тройка последних попала в плен, Ханс-Гюнтер Рейнхардт (44 победы), Антон "Тони" Дёбеле (94 победы), Хубертус фон Бонин (77 побед), Йозеф Похс (43 победы). Хочу чтобы уважаемый Читатель обратил внимание, что я привёл список потерянных асов только от наших истребителей, а не от зениток и так далее. Ещё, чтобы не утомлять Читателя, я не перечислял потери асов «Зелёных поп» после 1943 года, после 43-го они уже сыпались, как иголки ели после Старого Нового года.
Дальше, чтобы формат статьи хоть как-то соблюдался, я не перечислил сбитых асов, у которых менее 25 побед. Должно быть нам понятно, что речь идёт про элитную истребительную Эскадру JG54 "Grunherz" - "Зелёное сердце", которая признаётся немецкими историками лучшим из всех соединений Люфтваффе. И ещё, помимо достоинств, присущих в той или иной степени немецким истребительным Эскадрам, "Grunherz" известна самым низким уровнем потерь в воздушных боях II мировой войны. По моему, «чистота эксперимента» с немецкой стороны соблюдалась идеально. Вкратце про общие потери,из 112 лётчиков "Grunherz", которые под ласковым июньским дождиком выруливали на взлётные полосы аэродромов Восточной Пруссии, перед вторжением в Советский Союз, до капитуляции Германии дожили только четверо. А всего:416 лётчиков "Grunherz" не возвратились из боевых вылетов. И про технику,2135 (!!!) истребителей остались в виде дюралевого лома на огромном пространстве от Ладоги, до Львова. Это ответ на вопрос, кто кого забрасывал трупами и металлоломом.
Нужно ещё обратить внимание на один момент, сбивали «асов» советские лётчики, у которых послужной список был в среднем на порядок (в десять раз!!!) меньше. Про хвалёную «результативность» Люфтваффе и её эффект мы с вами разбирались в статье "Несколько слов о «результативности» асов Люфтваффе" . Ну а в завершающей части материала мы подробно разберём пример боевой деятельности 240-й истребительной авиадивизии.