Осенью 2019 года навыки будущего в олимпиаде “Навыки XXI века” проверили дети из 85 регионов России и 167 регионов по всему миру. Проект сфокусирован на тех навыках будущего, которые основываются на базовых предметах (английский язык, математика, информатика) и могут развиваться в школе. Задания по английскому языку осенью прошли более 63 тысяч школьника, по математике — 46 000 школьников, по информатике — более 38 тысяч. Лучше всех с заданиями по каждому предмету справились младшие школьники. Худшими оказались ученики 9-х классов. Абсолютным лидером с самыми высокими средними баллами по всем трем предметам оказалась Республика Мордовия.
Осенью 2019 года состоялся пятый сезон всероссийской олимпиады “Навыки XXI века” — это бесплатный онлайн-проект для школьников 2-11 классов. В олимпиаде приняли участие школьники из 85 регионов России и 167 регионов по всему миру. В рамках олимпиады основной фокус сделан на тех трех компетенциях будущего, которые развиваются в процессе изучения базовых школьных дисциплин: изучение английского способствует развитию навыка коммуникации, математика развивает системное мышление, а информатика помогает улучшить навык алгоритмического мышления.
Олимпиада показала, что российским школьникам лучше всего дается навык межкультурной коммуникации (через английский язык): самый высокий средний балл по федеральным округам — 70,8 из 100 возможных. Английский язык также имел наибольший отклик у детей — задания прошли 63 632 участника.
Навык алгоритмического мышления (через информатику) развит у современных школьников хуже: самый высокий средний балл по федеральным округам — 50,8 из 100 возможных. При этом задания по информатике прошли меньше всего участников — 38 694 человек.
Задания на системное мышление (через математику) оказались вторыми по популярности среди школьников — их прошли 46 299 участников. Однако результаты по математике оказались самыми плохими: самый высокий средний балл по федеральным округам — 49,3 из 100 возможных.
При этом по всем предметам девятиклассники справились с заданиями хуже всех. Задания для учеников 9-11 классов были на порядок сложнее, чем для ребят младше. Однако в 10-11 классе остаются в основном дети, которые действительно хотят продолжать обучение в школе, а потому их средний уровень знаний выше, чем средний уровень девятиклассников.
Ученые, футурологи и представители бизнеса давно говорят о том, что формат школьного образования устарел: детей учат предметам, а не навыкам, которые позволят им оставаться конкурентоспособными на фоне все большей автоматизации труда, развития техники и алгоритмов. При этом пока нет единого мнения о списке навыков, которыми должен обладать успешный “человек будущего”.