К началу ВМВ Япония всё-таки решилась на открытый конфликт, так как в географическом отношении острова были удобно расположены, чтобы захватить как американские, так и британские владения, но она не могла нанести удар по метрополии Америки или Британии. Таким образом Япония могла надеяться в лучшем случае на победу только ограниченного характера это были ее реальные перспективы и наверно единственные.
Япония прекрасно понимала, что не сможет нанести поражение Америке, но можно будет занять такую выгодную позицию в обороне, в этом случае американцы предпочли бы мирным отношением войну, то это могло бы затянуться на неограниченное время пока ни будет, заключит мирный договор.
Япония не только должна была занять голландскую Ост-Индию для обеспечения стратегическим сырьем промышленность, но и подвести экономическую базу под соответствующие требования впоследствии предполагалось захватить расположенные далеко острова в Тихом океане, чтобы лишить американцев воздушных и морских баз. Если бы милитаристской Японии удалось выполнить все эти действия, то она смогла бы легко отражать все атаки на ее владения .
Существует формула, например если рейс корабля, плывущего из Англии в порты восточного побережья Соединенных Штатов и обратно, занимает 65 дней, то рейс судна, идущего из Англии или Соединенных Штатов в порты Бирмы или Китая, занимает от 5 до 6 месяцев. Далее, чтобы высадить и в течение 30 дней снабжать войска численностью 250 тыс. человек, нужны были суда общим водоизмещением около 2 млн., кроме того, каждые следующие 30 дней пребывания этих войск потребовали бы еще 350 тыс. т тоннажа, или от 30 до 35 судов типа «Либерти» и 15 танкеров. Немногие порты в дальневосточных морях могли обслужить такое количество судов, поэтому их пришлось бы перестроить. Для этого потребовался бы дополнительный тоннаж.
Японии знала, что США отнюдь не обладала таким большим количеством тоннажа, а Англия ежедневно теряет суда в Средиземном море и Атлантике. Японии так же знала благодаря разведке, если бы ее враги смогли построить столько судов и главное современных, то для прикрытия нескольких тысяч судов потребовались бы сотни и тысячи самолетов, а их просто не было у союзников. Было ясно, что без выдвинутых вперед баз ни авиация, ни флот не могут действовать эффективно, на этот план японского командования и поставила.
С точки зрения японского командования авиации, первоначально она располагала двумя важными преимуществами: во-первых, японские ВВС были единым целым с флотом и армией, структура эта не рассматривались как самостоятельный «стратегический» род войск, во-вторых, Япония в начале войны имела численное превосходство в воздухе и на море .
7 декабря 1941 г. в день нападения Япония имела 2625 машин, действовавших совместно с флотом и армией. Авиации была распределена следующим образом: в Китае 160, в Малайе 600 машин, на Филиппинах 47 самолетов, в Маньчжурии резерв 450 машин, на Маршалловых островах 50, в самой Японии 325, для нападения на Перл-Харбор 400 и 80 самолетов морской авиации было в распоряжении флота.
Но как я отмечал ранее, воздушные силы Японии были недоукомплектованными современными самолётами моделью В-17. Но была и иная проблема, качество сборки самолетов сильно отличалось от США, материалы были хуже и дороже они собирались на устаревших станках, которые были не специализированые, а общего пользования качество деталей была очень низкой и не могла конкурировать с американской сборкой. В США собирали квалифицированные рабочие имевшие опыт и специализацию в Японии только 10 % рабочих были хорошо обучены.
В связи с тем учетом того что Тихоокеанская война была преимущественно морской войной, главной задачей для врагов было строительство нового тоннажа для флота, как торгового так и военного; эта было особенно важно для Японии которая критически зависима от торговли морской.
Многие авторы сходятся в том, что военное кораблестроение Японии было одной из наиболее развитых отраслей японской экономики.
По данным, приведенным в работе М.И. Лукьяновой, военное кораблестроение Японии в предвоенные и военные годы можно выразить следующей таблицей.
Суммировав все вышеприведенные цифры, в итоге получаем, что Империя Восходящего Солнца за неполных девять предвоенных и военных лет, работая с предельным напряжением сил, построила для Императорского флота корабли общим водоизмещением 1 515 тыс. брутто-тонн.
Стоит отметить, что японцы создавали оригинальные корабли большого водоизмещения, такие как линкоры большого водоизмещения Ямата и Синано но они были не эффективны в будущем так как война была не линкор-ной а авианосной.
Рубеж, созданный японцами, можно сравнить с линией Мажино ли Манергейма. Эта линия начиналась на острове Парамушир и заканчивалась в Северной Бирмы, где проходила через Уэйк и Маршалловы острова, острова Гилберта, Новую Гвинею, Яву, Тимор острова Эллис, Суматру, Соломоновы острова. С первой линией обороны проходила запасная линия обороны: острова Марианские острова, Бонин, Моротай, включая Гуам, Паллау, остров Яп, Амбоина, Хальмахера и Тимор, где запасная линия смыкалась с внешней линией и линией аванпостов. Эти две линии соединяли Паллау и Каролинские острова на восток к Маршалловым островам и островам Гилберта. Соединительная линия, которая так же фланкировала американскую линию подхода в центральной части Тихого океана, идущую от Гавайских островов через Уэйк, Мидуэй, Гуам, Лусоне, Маниле .
Наступательные действия делились на этапы. Первый на армию была возложена одна из главных ответственностей по занятие Бирмы, Малайи, Лусона, Суматры, Флот нес самую главную ответственность за нападение на Перл-Харбор на Филиппинский острова на Оаху, Борнео, Явы, Целебеса, архипелага Бисмарка, Уэйка, Новой Гвинеи, островов Гилберта, Соломоновых островов. Авиация в этих событиях стала решающим родом войск, та как современные бои зависели от быстроты действий на море и в бою.
В основном Япония опиралась на свою индустриальную мощь, а также на военно-экономический потенциал захваченных ею территорий Маньчжурии, Китая и Кореи. Ее вооруженные силы насчитывали 2 млн. 410 тыс. человек (130 дивизий и бригад), 3200 боевых самолетов, 10 линейных кораблей, 10 авианосцев, 37 крейсеров, 110 эсминцев и 63 подводных лодки. Из указанного состава 34 дивизии, 2 отдельных бригады сухопутных войск и 450 боевых самолетов находились в Манчжурии, а 29 дивизий, 22 отдельных бригады, 150 боевых самолетов вели военные действия в Китае.
Подводя итог сопоставлению США и Японии, надо провести соотношение экономик двух держав, это можно сделать исходя из доли в производстве общемировом, приходящейся на Японию и США. Применительно к Японии состояния на 1941 г., это примерно 4 % мировой промышленной продукции; применительно к Соединённым Штатом это составляла 45 % мирового производства вывод складывается таким образом что экономические потенциалы примерно соотносятся как 11,25 : 1.
Это в принципе экономика стран находящихся в индустриальной фазе развития, исходя из параметров в денежном выражении, можно дополнить, сравнение сопоставлением основных индикативных параметров выпуска продукции таких как (нефти, выплавка чугуна, продовольственной базы, добыча угля, и продукция основных отраслей машиностроения, стали).
Экономики Японии и США относились как 16,96 : 1; по индикативным признакам, в разных отраслях, кроме производства нефтепродуктов добычи нефти по продукции машиностроения (станкостроение и судостроение), с учетом качественных параметров станков, соотношение от 20 до 40 к 1.
Нужно учитывать и то что войны четвертого поколения (характеризуются применением автоматического стрелкового оружия, бронетанковой техники, авиации, и т.д.) ведутся машиностроительной продукцией, скорее всего, именно «машиностроительное» соотношение, дополненное «нефтяным» (так называемым «войны моторов» невозможны без соответствующего обеспечения жидким топливом нефти) все эти соотношением и подтвержденное соотношением ВНП, эта наиболее полно характеризует соотношение экономического и военного потенциалов Японии и США.
Таким образом, соотношение экономического потенциала противников следует считать, как минимум, 20 : 1 в пользу США, а военный потенциал, с учетом заложенных кораблей на стапелях, и создаваемыми предприятиями по выпуску военной техники равнялся 3 к 1 в пользу США.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Совершенный оперативный приказ № 73 по объединённому флоту / 8 марта 1944 г. Кога Минэити / Главнокомандующий Объединенным флотом флагманский корабль «Мусаси», Палау // Кампания войны на Тихом океане / Под редакцией И.С. Исакова. – М. : Издательство министерства обороны СССР, 1956. – С. 68-69 [Электрон. ресурс] – Режим доступа : http: // scilib.narod.ru/Military/PacificWar/PacificWar.htm.
2. Доклад начальника генерального штаба армии ВМФ-9 комиссии США по обобщению опыта стратегических бомбардировок от 15 октября 1945 г. // Кампания войны на Тихом океане / Под редакцией И.С Исакова. – М. : Издательство министерства обороны СССР, 1956. – С.457 [Электрон. ресурс] – Режим доступа : http: // scilib.narod.ru/Military/PacificWar/PacificWar. htm.
3. Выдержки из журнала боевых действий 252-й авиагруппы военно-морской авиации(302-й отряд истребителей) с 1 по 30 июня 1944 г. // Кампания войны на Тихом океане / Под редакцией И.С. Исакова. – М. : Издательство министерства обороны СССР, 1956. – С. 233 [Электрон. ресурс] – Режим доступа : http: // scilib.narod.ru/Military/PacificWar/PacificWar.htm.