С момента премьеры МС-21 на авиасалоне МАКС-2019 прошло уже почти полгода. Это также означает, что новый российский самолёт стал на 6 месяцев ближе к получению сертификата и началу выполнения регулярных рейсов с пассажирами. Настало время освежить в памяти события прошедших месяцев и взглянуть в каком состоянии сейчас находится главная надежда российского авиастроения. Тем, кто не очень хорошо знаком с МС-21, рекомендую для ознакомления посмотреть это видео.
Главные новости про МС-21 после авиасалона МАКС-2019
- В сентябре 2019 года состоялась международная премьера МС-21. Самолёт был представлен на авиавыставке "Технофест" в Стамбуле (Турция). Первый международный рейс из Жуковского в Стамбул (Ататюрк) выполнил борт 003, оборудованный салоном. Российские и зарубежные диспетчеры в процессе полёта многократно переспрашивали тип самолёта.
- Концерн КРЭТ (структура Ростеха) объявил о создании для МС-21 первого в России цифрового информационно-вычислительного комплекса системы управления. Комплекс проходит сертификационные испытания на борту летающих МС-21.
- Авиакорпорация "Рубин" запустила в Балашихе новое производство гидроприводов переменного тока и плунжерных насосов, которые должны заменить импортные аналоги на самолёте МС-21.
- Аэрофлот серьёзно готовится к началу эксплуатации МС-21, для чего приступил к строительству тренажёрного комплекса МС-21 в Химкинском районе Московской области. В 3-этажном здании будут установлены пилотажные и аварийно-спасательные тренажёры, а также учебные классы для пилотов, бортпроводников и инженерно-технического состава. Окончание строительства - в 2021 году.
- Аэрофлот сообщил, что все самолёты МС-21 в его парке будут оснащены мультимедийной системой развлечений и доступом в интернет.
- Лётчики-испытатели Европейского агентства по безопасности полётов (EASA) в октябре 2019 завершили третий этап сертификационных полётов на самолёте МС-21-300. Госдуме для этого пришлось принять закон, разрешающий иностранным пилотам управлять экспериментальными российскими самолётами.
- На Дубайском авиасалоне в ноябре странами Персидского залива был проявлен интерес к бизнес-версии самолёта МС-21.
- 25 декабря 2019 года выполнил свой первый полёт четвёртый лётный экземпляр МС-21. Доля комплектующих российского производства в составе чётвертого самолёта МС-21 превысила 50%.
- В январе 2020 года Ростех сообщил, что МС-21 будет одним из основных типов в авиапарке создаваемой для развития Дальнего Востока авиакомпании (вероятно на базе Авроры).
- Сотовые уплотнения российской компании "РОТЕК" по результатам испытаний одобрены для применения в двигателях ПД-14, вместо ранее применявшихся комплектующих из США, Англии и Китая.
- В составе самолёта МС-21 проходит испытания программный комплекс "Электронный журнал воздушного судна" разработки ГосНИИАС. Комплекс входит в комплект электронного планшета летчика и предназначен для повышения экономической эффективности процессов оперативного технического обслуживания и ремонта воздушных судов.
- Иркутский авиазавод готов к началу серийного производства самолёта МС-21. Российские поставщики из Воронежа, Казани и Ульяновска уже приступили к отгрузке в Иркутск комплектующих для сборки первых серийных самолётов МС-21. Наглядно ознакомиться с процессом производства можно посмотрев это видео.
Состояние проекта МС-21 на начало февраля 2020 года
Построено 4 лётных экземпляра и 2 - для статических испытаний. В процессе сборки находится пятый лётный экземпляр с российскими двигателями ПД-14. До конца 2020 года будут собраны 2 самолёта МС-21 с отечественными двигателями.
Получение российского сертификата самолётом МС-21 ожидается в конце 2020 года, европейского - в 2021 году.
Сертификат Росавиации на новый российский двигатель ПД-14 получен в декабре 2018 года, получение европейского сертификата ожидается осенью 2020 года.
На самолёт получено 175 твёрдых заказов, в том числе 50 - для Аэрофлота (готовится к подписанию контракт ещё на 35 самолётов), 16 - для Ред Вингс, 10 - для ИрАэро. Уральские авиалинии заявили, что изучают возможности эксплуатации МС-21. Поставить первые самолёты ИрАэро и Аэрофлоту планируется в 3-м квартале 2021 года.
Экспортные поставки МС-21 начнутся с 2023 года, наиболее вероятный покупатель - Малайзия, подписавшая предварительный контракт на 10 самолётов.
Предварительный график выпуска серийных самолётов:
2021 год - 6 самолётов
2022 год - 12 самолётов
2023 год - 25 самолётов.
Заявленный темп выпуска к 2025 году - 72 самолёта в год (6 самолётов в месяц). В случае успешной международной кооперации (в качестве возможных партнёров назывались ОАЭ и Турция) темп производства может быть увеличен до 120 в год (10 самолётов в месяц).
Чтобы быть в курсе новостей про МС-21 подписывайтесь на наш канал. В 2020 году мы будем пристально следить за проектом и выпускать подобные обзоры ежеквартально.
Читайте также наши рейтинги по итогам 2019 года:
15 главных авиасобытий 2019 года