Найти тему
О Москве нескучно

Ленинский проспект: от деревенской улицы до величественной магистрали

Оглавление

Почему проспект появился именно там, где находится сейчас? Когда и проспект проспект стал Ленинским? Кто изначально должен был на нём жить? Как удавалось строить больше 10 сталинских домов за год? И как у разных архитекторов получились практически одинаковые здания? Об этом и не только расскажу сегодня.

Зачем здесь нужен был проспект?

Раньше на месте Ленинского проспекта располагалась Большая Калужская улица. Она начиналась у Октябрьской площади, а заканчивалась современной площадью Гагарина. Там в то время находилась Калужская застава. Местность считалась окраиной Москвы, поэтому здесь были в основном небольшие деревянные дома в один или два этажа. Листайте фото.

Однако существовало и несколько крупных сооружений, которые построили в 19 и начале 20 веков. Например, дом №6, где сейчас располагается Горный институт. Здание изначально было усадьбой, которую возвели в начале 19 века. А потом неоднократно переделывали.

Будущее здание Горного института, 1911-1917. Тогда здесь располагались Мещанские училища.
Будущее здание Горного института, 1911-1917. Тогда здесь располагались Мещанские училища.

Также к исторической застройке относились корпуса 1-й и 2-й Градских больниц. Все эти архитектурные сооружение пришлось учитывать во время проектирования облика будущего проспекта.

1-ая Градская больница, 1882.
1-ая Градская больница, 1882.

Превратить в широкую магистраль именно Большую Калужскую улицу решили из-за Академии наук СССР. Её в 1934 году перевели из Ленинграда в Москву. Учёных требовалось где-то разместить. Для этого выбрали место на Юго-Западе столицы.

Большая Калужская улица на карте 1940 года.
Большая Калужская улица на карте 1940 года.

Там планировали построить целый архитектурный комплекс. К нему необходимо было подвести хорошую дорогу. На самом проспекте хотели возвести жилые здания для научных работников. Чтобы разработать такую сложную инфраструктуру, даже создали специальную организацию - "Академпроект" во главе с архитектором А.В. Щусевым.

Строить нужно быстро

Он же стал автором одного из первых зданий сталинской эпохи на проспекте (№13). Строительство начали в 1938-м, а уже через год туда заехали жильцы. В доме было около 150 квартир. Их заняли видные советские учёные. Например, В.А. Обручев, С.П. Капица. Одна квартира досталась самому Щусеву. Листайте фото.

Соседний дом под номером 11 - творение архитектора И.В. Жолтовского. Здание отличалось прекрасным внешним видом и потрясающими планировками квартир. Листайте фото.

Однако сооружение смогли закончить только в 1948 году, хотя начали ещё в 1939-м. Эта ситуация была нетипичной. Ведь был приказ - строить дома как можно быстрее.

Строительство жилых домов, 1939.
Строительство жилых домов, 1939.

Поэтому в мае 1939 года начали одновременно возводить сразу 11 зданий. Все работы были чётко разделены. Когда бригада (например, каменщиков) выполняла свои задачи на одном участке, то сразу перемещалась на другой. Им на смену приходила другая бригада (отделочников). Такое грамотное разделение труда в совокупности с другими факторами (новыми технологиями) позволило закончить строительство всего за 14 месяцев.

Новые дома на Большой Калужской улице, вид в сторону центра, 1939-1941.
Новые дома на Большой Калужской улице, вид в сторону центра, 1939-1941.

Для того времени это было очень быстро. Ведь обычно один дом возводили в среднем полтора года. Кстати, основными архитекторами этих зданий стали А.Г. Мордвинов (гостиница "Украина") и Д.Н. Чечулин (Дом на Котельнической, бассейн "Москва", гостиница "Россия" и др.).

Естественно, что все деревянные строения на Большой Калужской снесли. На месте пяти-шести бывших хибар вырастал один сталинский дом. Из-за этого возникла путаница в нумерации. Таким образом, будущий Ленинский проспект стал одним из первых мест Москвы, где нумерацию принудительно полностью изменили.

Разные архитекторы строят одинаково

Старая часть проспекта должна была завершаться современной площадью Гагарина (тогда - Калужская застава). Согласно проекту 1940 года площадь с одной стороны планировали застроить двумя восьмиэтажными полукруглыми жилыми домами с симметричными башнями (11 этажей каждая). Они бы стали своеобразными воротами, за которыми открывался проспект.

Строительство домов на Калужской заставе, 1946-1947.
Строительство домов на Калужской заставе, 1946-1947.

Однако проектирование двух, по сути, одинаковых зданий по непонятным причинам поручили разным архитекторам. К тому же рядом с тем местом, где должен был располагаться левый дом, уже строилось жилое здание для работников завода им. Орджоникидзе. Это сильно осложнило работы, которые завершились только в конце 1940-х.

Вот как получилось в итоге, фото - 1958.
Вот как получилось в итоге, фото - 1958.

К счастью, несмотря на все проблемы и трудности, архитектурный ансамбль площади получился удачным. Дома на первый взгляд смотрятся симметричными и похожими. Однако застройка затронула только северную часть площади. На южной располагался пустырь, потому что Москва в те годы там уже заканчивалась.

Так выглядела местность за Калужской заставой в 1947 году.
Так выглядела местность за Калужской заставой в 1947 году.

Почему "Ленинский"?

Конечно, помимо архитектурной составляющей будущего проспекта, большое значение имел транспорт. Изначально по Большой Калужской улице ходили трамваи. Но они мешали проезду, поэтому рельсы перенесли в 1937-м на соседнюю улицу.

Через год на магистраль вышли троллейбусы. Например, один из первых в городе маршрутов №4 от Октябрьской площади до Киевского вокзала (через Воробьёвское шоссе - сейчас улица Косыгина).

Ленинский проспект в сторону центра, 1959-1960.
Ленинский проспект в сторону центра, 1959-1960.

Современное название Ленинский проспект получил в 1957 году в честь 40-летнего юбилея Октябрьской революции (конечно же, в честь В.И. Ленина - главной фигуры всех тех событий). О том, как проспект развивался дальше и каким образом магистраль "дошла" до МКАДа, я расскажу в другой раз.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!