Как сложилась кинокарьера Евгения Евстигнеева
Дебют Евгения в кинематографе состоялся в 1957-м году. Он сыграл небольшую роль капитана Петерсона в мелодраме режиссера Владимира Петрова “Поединок” по одноименной повести Куприна. Затем последовали более десятка незначительных ролей, в которых актер не имел возможности себя проявить.
Только в 38 лет он получил свою первую звездную роль начальника пионерлагеря Дынина в сатирической комедии режиссера Элема Климова “Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен”. Это была дипломная работа Климова, но худсовет позволил одному из лучших выпускников ВГИКа снять полнометражную картину.
Руководство видело в образе бюрократа-перестраховщика Михаила Пуговкина, а сам Элем колебался в выборе между Леонидом Куравлевым и Евстигнеевым. Куравлев отказался от предложения, так как собирался сниматься у Шукшина в картине “Живет такой парень”. Тогда Климов сумел отстоять перед худсоветом кандидатуру Евстигнеева.
Фильм, вышедший на экраны в 1964-м году, очень понравился зрителям и был одобрен критиками, хотя увидел свет только благодаря главе государства. Ректор ВГИКа категорически отказался выпускать в прокат “похабную антисоветскую картину”. Так бы она и осталась лежать на полке, если бы Сергей Герасимов не отправил “Добро пожаловать” для просмотра генсеку Никите Хрущеву. Никита Сергеевич посчитал комедию смешной и мнение ректора перестало иметь значение (а Климов благополучно защитил диплом).
С этого момента Евстигнеев стал востребованным киноактером. На его счету более 140 работ. Перечислить все невозможно, вспомним лучшие из его разноплановых ролей.
С середины 60-х это изобретатель Гарин в научно-фантастической картине “Гиперболоид инженера Гарина”, в комедиях “Берегись автомобиля” —худрук из самодеятельности, в “Зигзаге удачи” — холостяк Калачев, в “Золотом Теленке” — подпольный миллионер Корейко.
В 70-е годы самые яркие роли Евстигнеев сыграл в исторической драме по мотивам произведения Булгакова “Бег” (Парамон Корзухин), в криминальной комедии “Старики-разбойники” (инженер Воробьев), в совместном фильме советско-итальянских кинематографистов “Невероятные приключения итальянцев в России” (хромой итальянец), в комедии “По семейным обстоятельствам” (художник Николай).
В культовом шпионском фильме “Семнадцать мгновений весны” он исполнил роль профессора Плейшнера, а в не менее знаменитом криминальном детективе “Место встречи изменить нельзя” — вора по кличке “Ручечник”. Евгений гениально воплощал любые образы в различных жанрах.
80-е пополнили фильмографию актера такими замечательными картинами, как “Мы из джаза” (“папа”), “Зимний вечер в Гаграх” (чечеточник Беглов), “Гардемарины, вперед!” (вице-канцлер Бестужев). А вершиной его кинокарьеры стала экранизация романа Булгакова “Собачье сердце” (1988 г.), где Евстигнеев сыграл главную роль профессора Преображенского.
Кроме Евгения, на эту роль пробовались Леонид Броневой, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев и Владислав Стржельчик, но режиссер картины Владимир Бортко выбрал Евстигнеева. Для актера, переживавшего тогда изгнание из МХАТа, картина стала настоящим спасением.
Доктора Борменталя могли сыграть Алексей Жарков и Владимир Симонов, а Шарикова — Николай Караченцев. Но больше всего претендентов было на роль Шарика: 20 собак из Клуба служебного собаководства добивались этой чести. Выбрали героического милицейского пса по кличке Карай, принимавшего участие в 38-и задержаниях: у него был вид классической дворняги.
Фильм вышел на экраны в 1988-м году и имел оглушительный успех у зрителей, зато критики разразились разгромными статьями. Официальное признание “Собачьего сердца” пришло через два года: Владимир Бортко, Евгений Евстигнеев и Владимир Толоконников были награждены Государственной премией РСФСР.
Актер активно снимался до последних дней жизни несмотря на больное сердце. Последним фильмом с его участием была историческая драм “Ермак”, где Евстигнеев сыграл главную роль Ивана Грозного. Картину смонтировали уже после его смерти в 1996-м году.
О личной жизни актера читайте в продолжении