Найти тему

Снимите, вам не идёт! Рецензия на альбом группы Within Temptation “Resist” (2019)

WITHIN TEMPTATION
“Resist”
(Spinefarm / Universal)

Казалось, что всеобщим любимцам, голландской группе Within Temptation не было никакой необходимости на 24 году своего существования менять стилистику. Такой поворот вряд ли обрадует поклонников, но что случилось – то случилось.

Невозможно было бы подумать о том, что сейчас, в 2019 году, вполне ожидаемый альбом большого имени рок-сцены сможет стать инициатором дискуссии вовсе не о безграничных и совершенно уже удивительным образом пересекающихся взаимных влияниях современных поп- и рок-сцен. Невзирая на все странные высказывания музыкантов признанных адептов симфонического готик-метала Within Temptation, их седьмой студийный альбом “Resist” навевает думы исключительно о том, что боссы фирм-мэйджоров в наши дни вообще потерли стыд и совесть, и заставляют своих артистов выписывать престранные музыкально-стилистические кренделя на совершенно ровном месте. А те и рады стараться, бодро забывая о собственных корнях и даже стыдясь их.

Однако на самом деле Within Temptation стыдиться решительно нечего. Не всякая группа, тем более из Голландии, фактически в одиночку может запустить мировой тренд в облике не самого простого и с трудом вписывающегося в мэйнстрим субстиля – симфонического готик-метала с женским вокалом, справедливо иногда именуемого «дамским металлом». Тем более, что группа стала исполнять подобный материал не вдруг – её полноразмерный дебют “Enter” (1997) и EP “The Dance” (1998), изданные ещё в независимом статусе, основывались на достижениях европейского прогрессивного дум-метала первой половины 90-х. Сами собой музыканты Within Temptation стали лишь на реально легендарном втором альбоме “Mother Earth” (2000), который и сам по себе оказался отличной работой для измученной пертурбациями 90-х европейской рок-сцене, и одновременно стал прототипом для «дамского металла» как такового. Красивые вокальные мелодии, насыщенные и мощные аранжировки с качественным звучанием, симфонические клавишные и оркестровые партии – всё это было мало похоже на шибко протестный (протест, кажется, шёл в основном по линии борьбы с качеством и хорошими эмоциями слушателя) мэйнстрим-метал 90-х. Имидж группы подкреплялся ещё и скромными, но ой какими завлекательными, тем более для молодых слушательниц, видеоклипами.

Видеоклип к пьесе "The Reckoning"

Но при внешней простоте музыкального материала Within Temptation сумели не стать рабами своей аудитории – невзирая на свой странный статус в России, за пределами границ нашей страны голландцы никогда не рассматривались как группа для юных и не слишком музыкально грамотных девушек. Прежде всего, у себя на родине коллектив стал моделью для таких вполне уважаемых составов, как Epica, Asrai и распавшихся ныне After Forever, а в мировом масштабе подсчитать количество их даже успешных последователей вообще вряд ли возможно. По существу, на каждой серьёзной национальной рок-сцене есть свой состав, созданный по образу и подобию Within Temptation (заодно вспомним и отечественную группу Dark Princess) – одно это говорит о многом. Да и сами наши герои очень чётко осознавали величину взваленной на себя ответственности – национальный, а потом и мировой успех ничуть не кружил им голову, а в интервью они старательно обходили темы экспериментов с музыкальной стилистикой. Лидер группы, гитарист и основной композитор Роберт Вестерхольт так и вообще говорил автору этих строк летом 2005 года, что «нет смысла разбрасываться и желать для нашей группы перемен – мы уже достаточно опытный состав, чтобы каждый наш слушатель находил в песнях Within Temptation что-то своё». Музыканты и не разбрасывались – альбомы “The Silent Force” (2004) и “The Heart of Everything” (2007) только подкрепили и без того ужа высокий статус коллектива и обратили вокалистку Шэрон дель Адель в настоящую готик-роковую диву. Да, группу зачем-то понесло в утяжелённое диско и европоп 80-х на альбоме “The Unforgiven” (2011), но его можно было смело рассматривать как концептуальный эксперимент – ведь это был саундтрек к трёхчастному комиксу “Penance” и вообще к трансмедийному проекту. Но альбом “Hydra” (2014) вернул группу к былому звучанию, разве что с чуть большим поп-уклоном. То есть, исходя из всех музыкальных эволюций Within Temptation появление загадки в облике новейшего альбома “Resist” очень трудно было предсказать. Да что там трудно – вообще невозможно!

Текстовый видеоклип к пьесе "Raise Your Banner"

Конечно, теперь, после чересчур восторженных рецензий отчего-то исключительно британских экспертов на “Resist”, музыканты спокойно могут вещать об огромном влиянии на них современной поп- и урбан-музыки, а также и о том, что «без альбома “Resist” наша группа просто бы прекратила существование». Тем не менее, правда кроется в том, что на музыкальные структуры новинки очень сильно повлиял предельно унылый пост-роковый проект Шэрон My Indigo с его единственным прошлогодним альбомом, но, кажется, не только он. Правду нам не расскажут, однако переезд Within Temptation на территорию альтернативного рока можно объяснить только пожеланиями фирмы-издателя (а это, на минуточку, мэйджор Universal) в смысле создания чрезвычайно модного альбома.

Текстовый видеоклип к пьесе "In Vain"

Как видится, боссы не смогли объяснить, чего они конкретно желают, оставив музыкантам строить догадки об их намерениях и угождать руководству. Если говорить совсем уж начистоту, “Resist” оказался чудовищно вымученной работой, совершенно точно не радующей ухо поклонника группы – и одновременно вряд ли способный обратить на себя внимание некоей молодой аудитории, взыскующей чего-то неизведанного. Вернее всего описать материал альбома как утяжелённый и одновременно атмосферный альтернативный рок не без некоторого прогрессив-рокового уклона в аранжировках, приправленный немалой дозой пост-роковой ритмической отстранённости (совершенно очевидной в треке “Firelight”) и, что гораздо хуже, модных битов и впрямь из арсенала урбан-музыки, особенно заметных в номере “Endless War”. В результате, помимо голоса Шэрон, об отношении “Resist” к дискографии наших героев слушателю сообщает лишь привычные готик-симфонические пьесы “Raise Your Banner” (дуэт с Андерсом Фриденом из In Flames) и “Supernova”, всё едино подпорченные не самым внятным сведением и размазанными партиями электрогитар. Трогает душу и атмосферная романтика треков “Holy Ground” и “In Vain”, но вот их продюсирование – опять же нет. То есть разговоры критиков, в том числе известного ренегата Стива Биби из британского еженедельника “KERRANG!” о том, что “Resist” – безусловно лучший альбом в дискографии Within Temptation, и о том, что «новая работа надевает на современную поп-музыку тёмное пальто» вызывают лишь удивление. Читая такое, только и хочется, что обратиться к Шэрон дель Адель: сударыня, снимите это пальто немедленно! Оно вам не идёт!

Рецензия первоначально опубликована на Web-сайте Soyuz.ru.

• Поддерживайте канал «Говорит Всеволод Баронин» лайком публикации и подпиской на канал. •