Вы когда-нибудь слышали такое название – мувер? Наверняка, нет, даже если и катались на этом поезде. В России есть один единственный мувер и расположен он в аэропорту Шереметьево.
Вообще, эта штука называется пипл-мувер (people mover), что, наверное, можно перевести на русский язык, как «движетель людей». Название придумал сам Уолт Дисней, когда разрабатывал один из аттракционов в своем Диснейленде, и оно укоренилось в английском языке.
Сегодня словом «пипл мувер» называют такой транспорт, где безмоторные автоматические вагончики ходят по каким-то небольшим трассам. В Венеции «People mover» является частью городской транспортной системы (трасса протяженностью в 1 км имеет 4 остановки).
Внешне эта штука похожа на московский монорельс, но монорельс не безмоторный и не автоматический, там есть машинист. А мувер – это транспорт, которому машинист не нужен. По сути он ближе всего к фуникулеру. Так он выглядит в южнокорейском Йонгине.
Мувер – незаменимый транспорт для аэропорта, где нужно с определенной периодичностью доставлять людей по недлинному маршруту. Линий мувера в аэропортах может быть много. Эта фотография – из американского аэропорта Тампа (Флорида), на ней видны сразу три «движетеля».
К сожалению, русского аналога у слова «мувер» нет. Поэтому мувер в Шереметьево называют как попало. Кто-то поездом, кто-то шереметьевским метро. Сотрудники аэропорта зовут его «межтерминальным переходом», а статья в википедии про этот вид транспорта называется «Автоматизированная система доставки пассажиров».
Шереметьевский мувер сделала австрийская компания Doppelmayr. Они – один из мировых лидеров на этом рынке. Упомянутый выше венецианский мувер – тоже их.
В Шереметьево мувер соединяет терминалы B и C, расположенные с севера от летного поля, и терминалы D, E, F, находящиеся с юга. При этом станции названы не по названиям терминалов, а историческими топонимами «Шереметьево-1» и «Шереметьево-2». Это нравится краеведам, но не очень нравится пассажирам, которые не в курсе, в каком Шереметьево, какие терминалы находятся.
На указателях мувер никаким особым словом не обозначен. Чтобы его найти, просто надо идти по указателям к тем терминалам, которые вам нужны.
Мувер ходит под землей 24 часа в сутки, пересекая летное поле и взлетно-посадочную полосу. Прокатиться на нем могут все желающие: три вагона останавливаются в «грязной зоне», еще один в «чистой» – для транзитных пассажиров. В перспективе возможно увеличение длины мувера до пяти вагонов. Проезд бесплатный.
Интересно, что в Шереметьево-1 мувер расположен прямо в терминале В, то в Шереметьево-2 он находится в переходе между терминалами D и E. И там, и там для спуска к муверу есть лифты, лестницы и эскалаторы.
Время в пути мувера - 3,5 минуты, еще полминуты занимает высадка и посадка пассажиров. Длина маршрута – 2 км. Всего ходит два поезда, один навстречу другому. Таким образом, периодичность курсирования составляет около четырех минут. Поскольку в вагончиках нет машиниста, то в первом и последнем из них можно стоять и смотреть вперед или назад, что очень нравится детям (и не только).
Параллельно тоннелю с мувером между двумя терминальными комплексами проходит тоннель для багажа. Строительство межтерминального перехода, по оценкам «Ведомостей» составило 243 миллиона долларов. Он был открыт к ЧМ-2018 по футболу.