Найти тему

Речь большая и маленькая. (Уголок инструктора)

Дети любят задавать вопросы, темы могут быть самые разные, вопросы могут быть простыми или сложными. Провокационными или хитрыми, философскими или наивными. Глубина вопроса зависит от того насколько тебе доверяют. Диалог - это показатель открытости. Чем больше ребенок зажат авторитетом учителя и рамками предмета, тем сильнее он скрывает свое истинное отношение к вещам. Не все учителя умеют отвечать на вопросы и адекватно на них реагировать. Ученик может бояться спросить что-то из-за страха перед учителем. В свою очередь, учитель не слышит вопросов, и думает, что хорошо преподает предмет.

С одной стороны молчаливый ученик - удобный ученик. Молчит, делает и внимание не привлекает. С другой стороны, общение, возникающее между преподавателем и детьми, обогащает обоих, хоть и становится трудно отделить предмет от личных отношений. Приведу пример. Есть дети (есть такие и взрослые), которые вообще не общаются с тобой, просто занимаются и жаждут окончания занятия. С ними заниматься непросто, такой ребенок не видит у вас общих интересов, для него тренировка вынужденная необходимость. А есть те, кто ждёт занятие не столько ради занятия, а ради того, чтобы поговорить с тобой. Вот тут тысяча вопросов возникает в минуту и про греческих богов и про клады и про Петра I и про Африку, про то, что хорошо, что плохо, про то, как поступать в той или иной ситуации. Чем богаче твоя эрудиция, чем больше твоя вовлеченность, тем сложнее вопросы детей и тем выше ответственность за информацию, которую ты даешь. С такими ребятами тренировка пролетает мгновенно, но остаётся ощущение незаконченности. Не всё высказано. Тогда задумываешься, что час для занятия - это мало.

У детей огромная потребность в информации. При этом они хорошо отличают лицемерное «духовно-нравственное воспитание» от действительности. Они отлично понимают и видят, что происходит в семье и обществе и не поможет тут введение в школьную программу предмета «Нравственные основы семейной жизни», который должен объяснить, как всё «по-настоящему» устроено. Они видят родной город и цинично относятся ко всякому «Самароведению». А их половым воспитанием занимается интернет, потому что учительница биологии стесняется в рамках предмета «Анатомии» рассказать хотя бы об устройстве человеческого тела. По факту никто не отвечает на интересующие их вопросы, а пытается давать мертвые знания и обманывает, что вокруг всё хорошо.

Родители замалчивают проблемы, стесняются говорить на «опасные темы», да и больше поучают, чем слушают. Да и в учителя сейчас идут не от хорошей жизни и чаще не по призванию, а по образованию, больше некуда. Какие нравственные ценности может привить учитель, который не живет, а выживает на свою зарплату? Которому неинтересен его предмет и который вынужденно терпит детей? Вот ребята, хорошо учитесь, поступайте правильно и будете потом как я? Детей такая перспектива не привлекает. Ни тем, ни другим - доверия нет.

Иногда я бываю на собраниях учителей, которые настолько погружены в «педагогическую шизофрению», что искренне верят, что делают большое дело, принося себя в жертву детям. Они не слышат детей, они упиваются собственной значимостью. Дети остаются одни со своими вопросами. Проблема в том, что учитель – это не «машина знаний» и не «мученик», а ученик – совсем не глуп, как может показаться. Они - два человека, один из которых думает, что знает чуть больше, чем другой (причем они могут меняться ролями).

Надо не бояться говорить. Не бояться задавать вопросы и отвечать на них. Не самоутверждаться за счет детей, а утверждаться в убеждениях вместе с детьми. Думаю, это уже не просто хатха-йога тела, это ближе к джняна-йоге – к пути знания. За восемь лет работы с детско-юношескими группами могу сказать, что это ещё вопрос, кто больше кого научил, я ребят или ребята меня.

«Взрослые никогда ничего не понимают сами, и для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать»
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц».