Рядом с терминалом Рижского международного аэропорта (RIX) есть небольшой авиационный музей.
Если стать спиной к выходу из аэропорта, а лицом к автостоянке, то музей будет примерно в четырёхстах метрах налево по тротуару.
Вход в музей платный - 5 Euro. Только наличные.
График: по рабочим дням с 10 до 16, по выходным и праздникам - по запросу.
Открывает ворота музея и показывает что к чему лично создатель и многолетний директор музея - Виктор Петрович Талпа.
История музея началась в 1965 году, когда был организован Клуб Юных Лётчиков имени Ф.А.Цандера.
Клуб Юных Лётчиков давал начальные знания молодым ребятам-курсантам, которые с восьмого класса получали профессиональное образование в сфере авиации.
Курсанты слушали теоретические авиационные дисциплины, изучали деятельность авиапредприятия (в том числе на практике), прыгали с парашютом, учились "летать" на тренажёрах Ан-2, Ту-134, Ту-154.
Успешно закончившим программу обучения выпускникам выдавалось свидетельство установленного образца и присваивалась квалификация "Моторист 2-го разряда по эксплуатации самолёта Ан-2".
Клуб имел очень высокую репутацию в авиационной среде, давал качественное образование, которое сильно помогало выпускникам при поступлении в авиационные училища.
Не удивительно, что на зачисление в Клуб был конкурс соискателей.
В 1987 году в седьмом номере киножурнала "На воздушных трассах" вышел сюжет про К.Ю.Л. им. Ф.А.Цандера. (ссылка в конце)
К началу 1990-х годов у Клуба было три филиала (Рига, Лиепая, Вентспилс) и обширная материальная часть в виде переданных Министерством обороны СССР и Латвийским УГА различных списанных самолётов, машин, аэродромного оборудования и тренажёров.
В 1990-е годы финансирование деятельности Клуба новым государством прекратилось.
Площади занятые Клубом и его техникой понадобились для других целей.
К счастью, руководство Рижского аэропорта помогло спасти коллекцию, выделив под музей небольшой участок на территории лётного поля.
Переезд экспонатов на новое место происходил в 1998-1999 годах.
С тех пор Клуб стал Музеем и его директор и бессменный хранитель всегда рад гостям.
В нынешнюю экспозицию Рижского музея авиации входят сотни экспонатов.
Несколько десятков реактивных самолётов, от простых учебных L-29 и МиГ-15УТИ до сверхзвуковых разведчиков МиГ-25Р.
Большая авиация представлена сверхзвуковым Ту-22М1 (опытный, не серийный самолёт) и Аэрофлотовским Ту-134, который прилетел сюда своим ходом с приключениями (расскажу позже).
Летом 2018 оба самолёта стояли рядом с территорией музея и были хорошо видны с пешеходной дорожки вдоль забора.
На спутниковых снимках 2019 года эти машины по каким-то причинам (ремонт лётного поля?) отбуксированы к лесополосе на противоположной стороне аэродрома (прямо по кадру) и, наверняка, толком не видны.
С 2005 по 2010 год здесь так же стоял Ту-154Б-2 (СССР-85515, затем YL-LAB), но потом хозяин самолёта продал его на металлолом.
Самолёты гражданской авиации размером поменьше стоят на территории музея.
Пассажирские, сельскохозяйственные, планеры.
Целая линейка вертолётов Миля (Ми-1, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8, Ми-24А) и Ка-26.
В музее есть несколько автомобилей.
Обычные легковые, типа этого ЗАЗ-968М и разнообразные аэродромные специальные.
В том числе РЛС РСП-7Т, машины для чистки полосы (механические и ветродуйные - струёй реактивного двигателя ВК-1), для антиобледенительной обработки самолётов и ещё много других.
В экспозиции есть огромный пожарный автомобиль АА-60 на базе МАЗ-7310.
Несколько аэродромных трапов, тележек и другой техники.
Набор реактивных двигателей.
Если не ошибаюсь, то самый большой - это один из боковых от Ту-154.
Про остальные - буду рад если подскажут знающие люди :)
Несколькими группами в музее расположено авиационное вооружение.
Например, эта уникальная коллекция пусковых для НУРСов разного типа и калибра.
Огромное количество разноцветных аэродромных огней.
За ними в кустах спрятались несколько кокпитов самолётов Ту-104, Ту-124, Ту-134 и Ан-24.
У музея есть небольшой павильон (вагончик) в котором расположена экспозиция авиационных артефактов.
Приборы, схемы другое имущество, включая тренажёр Ил-76.
"Черный" ящик (аварийный самописец) оранжевого цвета.
Большая коллекция авиамоделей и наград.
А для тех кто вдохновился осмотром и захотел почувствовать как это - лететь над землёй на крылатых машинах на выходе из музея стоит небольшая табличка с предложением одной эстонской авиашколы
пройти курсы и получить настоящую пилотскую лицензию .
Если интересно - пишите о каких экспонатах этого уникального музея вам хотелось бы узнать подробно :)
Пара видео о музее:
1. Киножурнал "На воздушных трассах" №7-1987 - смотреть на net-film.ru с отметки 7:20.
2. Репортаж одного из местных телеканалов.