И за что укушенного мужчину почитал мушкетёр Портос?
Будем рассматривать скульптуру француза Этьена Мориса Фальконе. Этот мастер в России не нуждается в представлении: он автор так называемого "Медного всадника" - конного портрета Петра I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге (на самом деле памятник бронзовый, но Пушкин назвал его медным - и это название за скульптурой закрепилось).
Но нас сейчас интересует мраморная скульптура, хранящаяся в Лувре. И называется она "Милон Кротонский".
Кто такой этот Милон Кротонский?
Милон - живший во второй половине. VI в. до н. э греческий атлет из Кротоны. Он состязался в борьбе - и шесть раз побеждал на Олимпийских играх (и ещё семь раз на Пифийских, девять на Немейских и десять на играх - у древних атлетов был насыщенный календарь!).
О подвигах и силе Милона Кротонского рассказывают многие авторы, включая Геродота, Плутарха, Овидия. Как Милон ударом руки убивал быка и съедал его сам, за один день. Как предлагал всем желающим взять из его рук яблоко, но держал его так крепко, что никому это не удавалось, и при этом так нежно, что яблоко осталось невредимы (и только возлюбленная Милона смогла отобрать у него яблоко - но это уже история не о физической силе, а о слабости влюблённого).
Большим поклонником Милона Кротонского был мушкетёр Портос.
Диалог д'Артаньяна и Портоса из книги Александра Дюма "Двадцать лет спустя" ( продолжения романа "Три мушкетёра") :
- Ваши руки по-прежнему сильны, не правда ли, Портос?
Портос расстегнул рукава своей рубашки и с удовольствием посмотрел на свои мускулистые руки, - каждая с ляжку обыкновенного среднего человека.
- Ну, конечно, - сказал он.
- Так что вы без труда сделаете кольцо из этих щипцов и штопор из
этой лопаточки?
- Конечно, - сказал Портос.
- Посмотрим, - сказал д'Артаньян, передавая Портосу названные предметы.
Гигант без труда совершил над ними требуемую операцию.
- Вот! - сказал он.
- Великолепно! - сказал д'Артаньян. - Действительно, вы богато одарены природой.
- Я слышал, - сказал Портос, - что некий Милон Кротонский проделывал удивительные вещи: он стягивал себе голову веревкой и движением головных мускулов разрывал ее, ударом кулака сваливал с ног быка и уносил его на своих плечах, останавливал лошадь на бегу за задние ноги и тому подобное. Узнав об этом, я проделывал в Пьерфоне все то же, что и Милон, за исключением одного: не мог разорвать головой веревку.
- Это потому, что сила у вас не в голове, - сказал д'Артаньян.
- Да, она у меня в руках и в плечах, - наивно ответил Портос.
Но скульптура Фальконе и многие другие произведения запечатлели не подвиги Милона, а момент его смерти, когда прославленный атлет пал жертвой собственного тщеславия.
Уже немолодой Милон захотел проверить (и доказать) свою силу. Он захотел руками разорвать пень, с которым не могли справиться дровосеки. Руки его застряли в расщелине - и в этот момент на Милона набросились дикие звери (говорят не только о львах, но и о волках), а у атлета не было возможность ни убежать, ни сразиться с ними. История, конечно, слишком похожа на поучительную притчу, чтобы быть правдой. Но ак ккрасиво! И на словах, и особенно в мраморе.
Читайте также: Ещё одно знаменитое сражение со львом - с хэппи-эндом