Найти в Дзене
Generalissimus

Военная история Спарты. Часть 7-я. Битва при Фермопилах

В середине августа 480 года до н.э. персидская армия достигла входа в Фермопильские ворота. Местные жители доложили Леониду о прибытии «несметного вражеского воинства». Рассказы о многих сотнях тысяч персидских варваров изрядно напугали греков. Многие из них стали высказываться за отступление к Коринфскому перешейку, где усилившись, можно было в большей безопасности держать оборону.

Леонид твёрдо заявил, что со своими воинами останется у Фермопил до конца. Согласно легенде, один из местных жителей искренне поведал, что «если персы выпустят разом свои стрелы, то от тучи этих стрел случится солнечное затмение». На это спартанский воин по имени Диенек лишь равнодушно заметил: «Если персы затемнят солнце, то мы будем сражаться в тени».

Узнав, о том, что Фермопильский проход перекрыт греками, владыка Персии направил к Леониду своё посольство. «Царь всех царей» потребовал от эллинов полной покорности. За добровольное разоружение Ксеркс обещал грекам сохранить свободу, суля им обширные владения «лучше прежних», а также почётный титул «друзей персидского народа». Леонид ответил категоричным отказом. Тогда главный персидский посол передал эллинам повелевающий и категоричный приказ своего царя немедленно сложить и выдать всё оружие. «Приди и возьми», – таким был лаконичный ответ Леонида, переданный лично Ксерксу через его послов.

Персидский царь четыре дня выжидал, надеясь, что греки примут его предложение, после чего на пятые сутки (приблизительно 17-19 августа) послал на штурм вражеских позиций воинские контингенты из Мидии. Первыми «почётное право» вступить в бой получили родственники и потомки персов, павших в битве при Марафоне.

Леонид оставил в лагере четверть своих сил для его защиты и в качестве резерва, из остальных воинов он сформировал мощную и глубоко эшелонированную фалангу, с которой расположился в самой узкой части ущелья. Мидяне так и не могли использовать своё подавляющее численное преимущество.

Много раз они волнами накатывали на неприступную стену из круглых греческих щитов, но всякий раз натыкались на частокол копий и попадали под вражеские мечи. Ксеркс, лично наблюдавший за ходом боя с трона, расположенного на ближайшей возвышенности, был в негодовании. Он трижды соскакивал и лично давал приказы о повторных атаках.

Фермопильское ущелье стало кладбищем для самых лучших персидских сил
Фермопильское ущелье стало кладбищем для самых лучших персидских сил
-3

Когда мидяне окончательно выдохлись, а ряды их пришли в полное расстройство, «царь всех царей» бросил в бой пехоту из своих восточных сатрапий – киссиев и саков. Они принялись поливать греков дождём стрел, но эллины надёжно прикрывались своими щитами, образовав строй, который позже римляне назовут «черепахой». Исчерпав запас стрел, киссии и саки пошли вперёд, но были буквально изрублены гоплитами.

Под занавес битвы персидский владыка решился использовать свою элиту и личную гвардию – «бессмертных», число которых по давней традиции составляло 10 000 человек. Однако даже самые отборные, опытные и профессионально обученные персы не сумели совладать с греческими тяжёлыми пехотинцами и спартанскими гоплитами. Командир «бессмертных» – Гидарн Младший снова и снова кидал своих бойцов вперёд, но они гибли и откатывались обратно.

Даже элитарный и отборный отряд "бессмертных" оказался бессильным перед мужеством, отвагой и стойкостью греков, возглавляемых Леонидом
Даже элитарный и отборный отряд "бессмертных" оказался бессильным перед мужеством, отвагой и стойкостью греков, возглавляемых Леонидом

Первый день бесславного побоища обошёлся персам в тысячу погибших и раненых, эллины же потеряли только трёх бойцов. Второй день битвы был точной копией предыдущего: персы яростно штурмовали греческую фалангу, теряя в каждой атаке сотни своих бойцов, а затем в беспорядке отступали на исходные позиции.

Воины и командиры Ксеркса были весьма удручены огромными потерями и стойкостью врага. Даже обещанная высокая награда всем бойцам в случае успеха, не вдохновляла персов на ратные подвиги. Кто знает, как бы развернулись события далее, если бы в стане персов не оказался местный пастух по имени Эфиальт.

За высокую плату он показал военачальникам Ксеркса тайную горную тропу. Ночью персидский царь выслал для захода в тыл грекам половину своих «бессмертных» и отряд лучшей пехоты – всего около 20 000 человек под общим началом Гидарна. На рассвете третьего фокийцы, охранявшие тропу, обнаружили персов, но не стали вступать с ними в бой, укрывшись на одной из горных круч.

Общая схема передвижения противоборствующих сторон и сражения при Фермопилах
Общая схема передвижения противоборствующих сторон и сражения при Фермопилах

Гидарн не стал отвлекаться на фокейцев и проследовал дальше. Один фокийский воин всё же отправился в греческий лагерь, сообщив Леониду, что в тылу находится мощный отряд персов. На срочно созванном военном совете было решено, что главные силы эллинов немедленно отправятся на юг, а против персов будет выставлен заслон.

Прикрывать отход вызвался Леонид. К его трём сотням телохранителей присоединились 700 феспийских воинов. Домой намеревались возвратиться 400 фиванских гоплитов, но Леонид силой удержал их при себе. Оружие в руки взяли и спартанские илоты. Всего под началом царя Спарты к моменту решающей схватки оказалось около 2500 бойцов. Утром Леонид, преисполненный торжественного спокойствия, обратился к своим соотечественникам с коротким напутствием: "Давайте-ка, позавтракаем хорошенько, соратники мои, ибо ужинать мы будем уже в царстве Аида".

Выстроив фалангу в самом узком месте, Леонид был вынужден вести заранее обреченный на поражение бой сразу по двум направлениям. Греки бились отчаянно, но персы, в конце концов, раздавили их своей массой, нарушив строй. Тысячи стрел и камней, обрушились на последних защитников Фермопил.

Ключевые эпизоды последнего – третьего дня сражения
Ключевые эпизоды последнего – третьего дня сражения
-7

Леонид, бившийся в передних рядах, пал. За его тело развернулась яростная схватка. Четырежды персы захватывали павшего царя и четырежды греки отбивали Леонида. В схватке погибли Аброком и Гиперанф – братья персидского царя. Последними в неравной рубке пали отличившиеся высокой доблестью спартанцы Диенек, братья Алфей и Марон – «лучшие из спартанских мужей», а также феспиец Дифирамб.

Схватка за тело павшего Леонида.
Схватка за тело павшего Леонида.
Гибель одного из братьев Ксеркса.
Гибель одного из братьев Ксеркса.

Часто встречающиеся утверждения о том, что в живых из греков, защищавших Фермопилы, не осталось никого, не совсем верны. Фиванские гоплиты, которых возглавлял Леонтиад, ещё в разгар битвы «отделились от лакедемонян и, простирая руки, пошли навстречу врагу. Фиванцы заявляли – и это была сущая правда, – что они всецело на стороне персов и с самого начала дали царю землю и воду, а в Фермопилы они пришли только по принуждению и невиновны в уроне, нанесенном царю...»[1].

Фиванцы спасли свои жизни, но навсегда опозорили свои имена. Нескольких предателей-перебежчиков Ксеркс приказал казнить для острастки, а Леонтиада и других знатных фиванцев заклеймили, превратив в невольников «царя всех царей». Расплата за предательство скоро настигла и Эфиальта. Его убил в пьяной ссоре один из соплеменников.

Из 300 телохранителей Леонида уцелели двое. Первого звали Аристодем. По одной из версий он на момент гибели своих соотечественников был тяжко болен и не имел возможности сражаться. По другой версии Леонид отправил Аристодема с посланием к афинянам. Как позже полагали сами спартанцы, Аристодем, передав весть от Леонида, вполне успевал вернуться к Фермопильским воротам и обязан был разделить участь своих соотечественников.

Спартанцы сочли, что Аристодем специально задержался на обратном пути дабы остаться в живых. Как бы то ни было, по возвращению на родину Аристодем подвергся всеобщему порицанию и презрению. Его называли не иначе как «Аристодем-Трус». Стремясь смыть позор с имени и рода своего, Аристодем покрыл себя славой в битве при Платеях, пав смертью храбрых.

Геродот также упоминает, что в живых остался ещё один спартанец – некий Пантит, якобы посланный Леонидом с посланием к фессалийцам. По возвращении на родину этого Пантита также ожидало всеобщее порицание, бесчестие и несмываемый позор. Несчастный не выдержал презрения и нападок, повесившись.

Согласно данным Геродота, на склонах Фермопил убитыми, умершими от ран и пленными греки потеряли 4000 человек. Урон персидской армии был в 5 раза больше и составил только убитыми 20 000 человек. Чтобы скрыть истинное число своих потерь Ксеркс пошёл на хитрость. Он велел всех павших греков свалить в одну кучу. Радом с погибшими эллинами оставили тысячу тел персидских воинов. Всех прочие 19 000 погибших персидских воинов были преданы земле.

По всей Элладе были разосланы глашатаи, возвестившие о том, что царь Ксеркс «позволяет всякому, желающему покинуть свое место, пойти посмотреть, как он сражается с этими безрассудными людьми, которые возмечтали одолеть царскую мощь». Впрочем, никого из греков подобная уловка не ввела в заблуждение.

Изрубленное тело Леонида было представлено Ксерксу. Персидский владыка распорядился отрубить спартанскому царю голову и насадить её на кол, выставив на всеобщее обозрение в качестве трофея. Лишь 40 лет спустя останки Леонида были с почестями погребены в родной Спарте. Погибших эллинов похоронили на холме, там где 300 спартанцев и их союзники приняли свой последний бой. На братской могиле был поставлен камень с высеченной на нём эпитафией поэта Симонида Кеосского:

"Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,

Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли...".

На этом месте находилась могила греческих воинов и камень с эпитафией Симонида Кеосского
На этом месте находилась могила греческих воинов и камень с эпитафией Симонида Кеосского
Памятник царю Леониду I, установленный на его родине – в Спарте. На постаменте  высечена крылатая фраза славного правителя Лакедемона: «Μολὼν λαβέ» («Приди и возьми»)
Памятник царю Леониду I, установленный на его родине – в Спарте. На постаменте высечена крылатая фраза славного правителя Лакедемона: «Μολὼν λαβέ» («Приди и возьми»)

Перед вторжением в центральные районы Греции обеспокоенный Ксеркс обратился за советом к Демарату – бывшему спартанскому царю. Этот представитель рода Эврипонтидов был монархом Лакедемона с 515 по 491 гг. до н.э. В результате многолетних интриг внутриполитической борьбы Демарат был признан незаконнорожденным, после чего лишён трона и отрешён от царской власти. Затаив на соотечественников глубочайшую обиду за незаслуженные обвинения и унижения, Демарат покинул Спарту и перешёл на службу к персидскому царю Дарию I. Отправляясь на завоевание Эллады, предусмотрительный Ксеркс взял собой старого Демарата в качестве советника.

«Скажи-ка мне, Демарат, сколько еще осталось лакедемонян и много ли у них еще таких доблестных бойцов или они все – храбрецы?» – прямо спросил персидский владыка. Ответ бывшего спартанского правителя был таким: «Число лакедемонян велико, и городов у них много... Есть в Лаконии город Спарта, и в нем около 8000 мужей. Все они так же доблестны, как и те, что сражались при Фермопилах. Остальные лакедемоняне, правда, не такие, как эти, но все же – храбрые мужи».

Последующие события очень скоро подтвердили правоту слов Демарата...

[1] - Геродот «История». Книга VII. 233.

Памятник, установленный в 2011 году близ того места, где пали царь Леонид и последние защитники Фермопил. И на этом постаменте  высечена крылатая фраза царя Леонида: «Μολὼν λαβέ» («Приди и возьми»)
Памятник, установленный в 2011 году близ того места, где пали царь Леонид и последние защитники Фермопил. И на этом постаменте высечена крылатая фраза царя Леонида: «Μολὼν λαβέ» («Приди и возьми»)
-13

Полностью прочесть цикл публикаций «ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ СПАРТЫ» можно ЗДЕСЬ:

Часть 1-я. Первая Мессенская война

Часть 2-я. Время трудных, но важных побед

Часть 3-я. Стальная фаланга Лакедемона

Часть 4-я. Лучшие воины Древней Эллады

Часть 5-я. Самая грозная армия Древней Греции

Часть 6-я. Путь к Фермопилам

Часть 7-я. Битва при Фермопилах

Часть 8-я. Сражение при Платеях

Часть 9-я. Архидамова война

Часть 10-я. Агис II

Часть 11-я. Лисандр

Часть 12-я. Битва при Немее

Часть 13-я. Агесилай II

Часть 14-я. Битва при Левктрах

Часть 15-я. Битва при Мегалополе

Все изображения, использованные в статье, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.

Всем, кто дочитал эту статью, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил изложенный материал! Если Вы хотите изложить свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.

Если Вам понравилась статья, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!