Найти тему
Старый электронщик

Как мы Буран сажали

ПИШУ ТОЛЬКО О ТОМ, С ЧЕМ САМ СТАЛКИВАЛСЯ

Вторая половина 80-х была расцветом советской космонавтики, хоть уже появились тревожные признаки перестройки. Я уже упоминал, что систему посадки Бурана разрабатывал Всесоюзный научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА), а лётные испытания проводились специально для этих целей построенном Сиверским лётно-испытательном центром (СЛИЦ) на территории воинской части военного аэродрома Сиверский. Надо оговориться, что на самом деле площадка "С" существовала и до этого для испытаний авиационных радиосистем ближней навигации и посадки (РСБН). Она (площадка) называлась ЛИО - лётно-испытательный отдел и располагалась в деревянном бараке. Под Буран началось хорошее финансирование, построен трёхэтажный ЛПК - лабораторно-производственный корпус, закуплены дополнительные самолёты-лаборатории: Ту-134БВ, ТУ-134А, построен жилой 90-квартирный дом.

Рисунок https://stimul.online/articles/science-and-technology/buran-triumf-i-tragediya/
Рисунок https://stimul.online/articles/science-and-technology/buran-triumf-i-tragediya/

К чему я это?, -чтобы пояснить масштаб привлечённых сил и средств, важность и объём работ. Так вот, были разработаны по заказу Вымпел несколько посадочных систем и девять (!) из них были установлены на Буране: троированная система метрового диапазона (основная), троированная система дециметрового диапазона и троированная система сантиметрового диапазона. Это позволило впоследствии спасти корабль.

Про сам полёт написано достаточно много, ничего не могу добавить. Расскажу о начале процесса посадки словами непосредственного участника Игоря Николаевича Курафеева. Ниже - его рассказ. Стиль сохранён.

Нам в процессе разработки системы посадки были выданы в числе других ЧТЗ (частные технические задания) на разработку передатчика и разработку приёмника. Для передатчика была указана минимальная мощность (Вт), меньше которой нельзя. Для приёмника - минимальная чувствительность (минус дБ). Оба коллектива разработчиков блестяще справились с заданиями. Комплексники при возвращении корабля должны были отключить АФС (антенно-фидерную систему), подключить контрольно-проверочную аппаратуру (КПА) и проверить исправность функционирования всего тракта по тестовым сигналам. Но они побоялись отключать АФС: неизвестно, как поведут себя коммутаторы после воздействия ионосферы. Поэтому КПА подключалась параллельно АФС. И вот, как только Буран "вывалился" из ионосферы, благодаря разработчикам приёмопередатчиков, он сразу оказался в зоне действия системы посадки. На вход приёмника стали поступать сигналы и от передатчика, и от КПА. В результате такой "смеси" прошёл сигнал отказа всех трёх каналов основной посадочной системы (АФС общая на все три канала). Это привело к временному отсутствию управления, пока система проходила самотест на запасном канале. Вот откуда необъяснимые манёвры Бурана, авральные манёвры Магомета Толбоева, вырывающаяся из рук Сергея Жадовского лёгкая японская аппаратура.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, поощряйте, короче говоря. У меня большой опыт в области разработки вычислительных систем для различных мобильных носителей и обширные знания. А ещё множество задумок, которые я сам уже не смогу воплотить в жизнь по причине возраста. Всем этим я и буду делиться на своём канале.

Другие мои статьи на космическую тему

Ну очень скромное открытие памятника Герману Титову

Сиверский: большой космос и маленькая гайка

До встречи.