Найти в Дзене

Истерия на околомедицинские темы или начало пандемии?

«В настоящее время мы имеем не пандемию, а находимся на стадии эпидемии с многочисленными очагами, и мы попытаемся остановить передачу вируса во всех этих очагах», — рассказала на конференции в Женеве директор департамента пандемических и эндемических заболеваний ВОЗ Сильви Бриан. Из учебников: Пандемия – распространение нового заболевания в мировых масштабах. Эпидемия – прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории. Эпидемии и пандемии преследовали жителей Земли всегда. Но далеко не всегда были развиты средства массовой информации, которые оповещали о ходе очередной, захватившей весь мир, пандемии и одновременно советовали о мерах, которые необходимо предпринять для профилактики надвигающегося «кон
В китайском городе Куньмин (провинция Юньнань) из-за вспышки коронавируса не работают магазины(REUTERS)
В китайском городе Куньмин (провинция Юньнань) из-за вспышки коронавируса не работают магазины(REUTERS)

«В настоящее время мы имеем не пандемию, а находимся на стадии эпидемии с многочисленными очагами, и мы попытаемся остановить передачу вируса во всех этих очагах», — рассказала на конференции в Женеве директор департамента пандемических и эндемических заболеваний ВОЗ Сильви Бриан.

Из учебников:

Пандемия – распространение нового заболевания в мировых масштабах.

Эпидемия – прогрессирующее во времени и пространстве распространение инфекционного заболевания среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости, и способное стать источником чрезвычайной ситуации. В обиходе универсальным эпидемиологическим порогом считается заболевание 5% жителей территории.

Эпидемии и пандемии преследовали жителей Земли всегда.

Но далеко не всегда были развиты средства массовой информации, которые оповещали о ходе очередной, захватившей весь мир, пандемии и одновременно советовали о мерах, которые необходимо предпринять для профилактики надвигающегося «конца света».

В научных источниках первые указания на эпидемии, сходные с эпидемиями гриппа, относятся не ранее чем к 876 г. н. э. Наиболее часто историки медицины, первую эпидемию гриппа относят на 1173 г. В сохранившихся документах описана большая эпидемия лихорадочной катаральной болезни в Италии, Германии и Англии. «Со средины XVI столетия грипп почти не сходит со страниц эпидемиологической хроники, маскируясь временно то под видом спорадических простудных заболеваний, то поражая отдельные государства, то быстро разливаясь по всему земному шару, захватывая и прореживая миллиардные массы населения» (Гезер В., 1867).

До конца XIX столетия грипп не считался контагиозной болезнью, но в то же время заболевание молниеносно охватывало города и страны, а его распространение происходило независимо от состояния средств сообщения. Считалась что болезнь предается посредством миазмов, которые распространяются на большие расстояния с зловонным воздухом и поэтому вызывают болезни у людей сразу на больших территориях.

Название «инфлюэнца» в медицинских трудах появилось во время пандемии 1732—1738 гг.

Название «грипп» — во время следующей пандемии 1742—1743 гг.

Существует не менее двух точек зрения на происхождение термина. И мнения ученых как всегда расходятся. Часть считает, что корень происходит от французского названия насекомого (la Grippe), которое появилось в Англии и Франции во время эпидемии и передало воздуху вредные свойства. Другая часть относит происхождение к немецкому слову «greifen» или французского «agripper», что означает «жадно хватать, схватывать».

В летописях XIV - XVI века упоминается уже бесконечных эпидемиях гриппа, циркулирующих по странам Евразии с периодичностью год – два. Известно так же, что они распространялись чаше с Запада ни Восток.

Наиболее грандиозной в XVI столетии была пандемия 1580 г. В течение 6 месяцев обошла всю Европу, достигла Северной Америки, Африки и на Восток. Обширность и массовость составлявших ее отдельных эпидемий были так велики, что ее даже сравнивали с чумой.

В XVII столетии описано 16 эпидемий гриппа.

В XVIII века эпидемии повторялись довольно часто, с промежутками от 2 до 7–13 лет. Самой значительной пандемией гриппа XVIII и даже XIX веков, была пандемия 1780—1782 гг. На этот раз пандемия началась в Китае или в Индии. На территории России первые заболевания гриппом были обнаружены в Иркутске и в Кяхте осенью 1781 г. К июню 1782 г. грипп распространился по всей Европе, причем он поразил до 3/4 населения

В XIХ столетии было четыре масштабных пандемии гриппа: пандемия 1830—1833 гг., пандемия 1836—1837 гг., пандемия 1847—1848 гг. и пандемия 1889—1890 гг. и это все на фоне мелких многочисленных промежуточных вспышек.

Появившись в каком-либо населенном пункте, болезнь быстро укладывала в постель большую часть от его населения. Но также быстро и прекращалась. По классификации клинических форм гриппа того времени, в начале эпидемии болезнь у русских проявлялась в катаральной форме (infl. thoracica). У бурят в нервной форме; клиника infl. gastrica наблюдалась редко.

После пандемии 1889—1890 гг. до конца XIX века масштабных эпидемий гриппа на территории России не описано, но случаи болезни регистрировались в стране постоянно. Количество россиян, ежегодно заболевших гриппом и ОРЗ, едва достигало 10% к общему числу населения.

Даже, во время Первой мировой войны, грипп появлялся сравнительно редко. Новая пандемия, названная «испанской болезнью», началась уже в конце войны — в 1918 г. Место появления ее точно установить невозможно, но началось все явно не в Испании. Название «испанка» появилось случайно. Военная цензура обеих борющихся сторон не допускала сообщений о начавшейся в армии и среди населения эпидемии, и первые известия о заболевании появились в печати в мае—июне 1918 г. в нейтральной Испании.

Наиболее достоверным представляется версия распространение вируса «испанки» из Форта Райли (США, Канзас), далее болезнь переместилась с американскими солдатами в Европу.

Каковы бы не были причины появления «испанки», но характер эпидемии она сначала приобрела во Франции и по своей клинической картине болезнь в некоторых группах населения напоминала легочную чуму.

А затем последовали вторая и третья волны пандемии, охватившие уже весь мир.

Все в этом заболевании было не так как прежде.

В литературе, предшествовавшей пандемии «испанки», было принято делить течение гриппа на несколько клинических форм: на пневмоническую, гастрическую, нервную и ревматическую. А в эту пандемию у больных не было чисто гастрической, чисто нервной или ревматической формы, а наблюдались смешанные формы. Течение осложнялось за счет вовлечения дыхательной системы, от чего чаще и наступала смерть.

Специфического лечения «испанки» не существовало. Надежды, возлагавшиеся на хинин и салициловые препараты (aspirin, salipyrin) не оправдывались. Кашель лечили наркотическими средствами (dionin, codein, heroin). Из отхаркивающих применялся apomorphin. Сердечные средства применялись по общим правилам. Камфара совсем не помогала как при известной уже тогда крупозной пневмонии, но применялась наравне с кофеином для возбуждения дыхательного центра.

Смертность была огромной, сравнимой с «особо опасными инфекциями».

В середине 1990-х Институт патологии армии США в Вашингтоне (Armed Forces Institute of Pathology, Washington) проводил исследования, пытаясь определить причины столь высокой смертности.

Молекулярно-генетическому исследования подвергались образцы тканей трупов людей, погибших во время второй, наиболее опасной волны пандемии гриппа 1918—1920 гг. Генетически было подтверждено, что возбудитель представлял собой вирус гриппа серотипа H1N1 (в последствии его так и называют вирусом «испанки»). Было предположено наличие общего предка — птичьего вируса и доказано, что штамм 1918 г. является предком современных эпидемических вирусов гриппа свиного и человеческого происхождения. Выяснилось, что вирус, вызвавший пандемию «испанки», не был новостью 1918 г. — его «предковый» вариант «проник» в отдельные человеческие популяции приблизительно в 1900 г. и циркулировал в там почти 18 лет не вызывая пандемии. Удивительным образом вирус, убивший 22 млн. человек, не имел в своем строении чего-либо, что бы позволили военным ученым понять механизм этой катастрофы.

Истинные причины высокой смертности людей в пандемию гриппа 1918—1920 г не уточнены до настоящего времени.

Далее последовали:

Пандемия Азиатского гриппа в две волны 1957 и 1959г.

Пандемия Гонконгского гриппа в три волны 1968, 1969 и 1970 г. В этот период в СССР появился во ВНИИ гриппа (Ленинград) ремантадин.

Пандемия Русского гриппа (1977—1978 гг.). К этому времени ученым казалось, что о вирусе гриппа и об эпидемиях, им вызываемых, они знают все, или почти все. Новые вирусы никого не удивляли, их появление пытались даже моделировать с помощью компьютера. Пандемия стала неожиданностью для всех. Распространившийся вирус по характеристикам и по контингенту напоминал пандемию «испанки». Салицилаты, димедрол и анальгин в эту пандемию достоверно уменьшали «интоксикацию» и интенсивность катарального синдрома. Эффективным оказался и противовирусный препарат ремантадин.

Грипп пока остается безобидной болезнью. Современные эпидемии протекают со смертностью не более 1–2 случая на 100 тыс. человек. И не достигает характера пандемии. Однако информационное давление на население и власть в наше время так велико, а отношение «эпидемиологического сообщества» к этой проблемы столь поверхностно, что паникой оказываются охвачены все слои населения. Собственно, это и происходит сейчас:(ВОЗ) расценивает вспышку коронавируса 2019-nCoV не как пандемию, а как эпидемию с многочисленными очагами.

Но СМИ считают совершенно иначе…