Все фотографии и иные изображения используемые в статье авторские. Любое использование без разрешения запрещено.
Принесли АКБ с жалобами, что при простое не более двух суток не могут завести, при околонулевых и суток хватить, чтоб искать кто бы прикурил. Говорят, пару раз разряжали в ноль.
Итак, заносим в помещение.
Расшифровываем дату:
Ему судя по маркировке 5 лет:
H - Германия
5 - конвейер
С - для магазинов
4 - последняя цифра нумерации года
56 - август
26 - день.
Чистим клеммы, для хорошего контакта.
Подключаем тестер.
Получаем данные с него.
Voltage:11.02V ; Icca=65(En) ; Resistance=42.86mOm ; SOH=2% ; SOC=0%
Ради интереса - смотрим вилкой НВ-01 (100А)
Ну и падение напряжение при касании нагрузки. Ни о каких 5ти и уж тем более 10ти секундах речи не идет.
На Вымпел 55 выставляем настройки предзаряда: Ток - 1% от Ёмкости по этикетке, Ограничение напряжения 12.2В
И видим, что сразу уходим в ограничение напряжения, и ток показывается на уровне погрешности. (замечено что 0.1-0.2А может показать на крокодилах висящих в воздухе)
Пару часов постоял под 12.2. Залито 0.4А.
Поменял на 13В и 0.7А. Ток вырос до 0.7, напряжение 12.4В.
Заряд производил согласно Методичка Branimir(а) по методу восстановления АКБ малыми токами:
_____________________________________________________________________________________
1. После разряда (рекомендую до Umin=11,2-11,4v если нет разбаланса, но если он есть, то не ниже 11,7-12,0v) веду
ПЕРВАЯ СТАДИЯ ЗАРЯДА малым током 0,02С для AGM и 0,01С для наливных до 14,4-14,7v до тех пор пока ток не упадет до 0,001-0,003С (т.е. до 0,1-0,3% от номинальной емкости АКБ).
-- Для новых и свежих АКБ Imin=0,001С (или даже ниже!), для потрепанных уже 0,005-0,003С= 0,5-0,3% будет хорошим показателем. Достижение током такого уровня покажет, что в АКБ или нет разбаланса, или он незначителен (т.е. банки не поджирают ток).
-- Время заряда будет очень продолжительным и зависит от глубины разряда - более 2,5-4 суток для наливных и 40-55 часов для AGM, если нет существенного разбаланса. Обычно закачать удается в Ah меньше, чем слилось (или почти столько же), в Wh закачивается больше. Но десульфатация и выравнивание банок (при наличии разбаланса) будет значительным.
2. Далее без паузы ВТОРАЯ СТАДИЯ заряда (дозаряд): CV=16,2-16,3v при токе =0,02С для наливных и 0,02С-0,03С для AGM
-- Если на предыдущей стадии заряда ток на АКБ снизился до нормативных величин (см. выше) и температура окр. среды ~20 градусов,
то обычно U на АКБ достаточно быстро (за 20-90 минут) достигает Umax=16,2-16,3v и ток начинает снижаться.
Ток должен снизиться до 0,007-0,010С = 0,7-1,0% для новых и свежих или до 0,011-0,015С = 1,1-1,5% для потрепанных
и потом чуть приподняться ---> после чего выдержать еще 2-3 часа и можно отключать.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВАЖНО! - маты в AGM-АКБ должны быть не сухими, не полусухими, не высохшими!!!
-- Бывает, что снижение тока продолжается более двух суток (достигая вышеуказанных значений или чуть не дотягиваясь до них) и не желает увеличиваться.
-- Если ток существенно не дотягивает до min, то я обычно после отстоя и замеров опять разряжаю АКБ током 5-7%=0,05-0,07С до уровня резкого срыва U (при наличии разбаланса банок) или до 11,2-11,4v (при отсутствии явно слабых банок и большого отскока НРЦ) и иду на второй круг аналогичного заряда и дозаряда
Очень часто на первой стадии (до Umax=14,4-14,7v) ток заряда не снижается до нормативных значений и держится выше 0,008С-0,015С = 0,8-1,5%. Это говорит о значительном разбалансе (из-за неравномерной сульфатации или из-за других более серьезных проблемах в банках, связанных с утечками тока или высоком Rвн из-за коррозии, отслоении и проч.)
Сульфатация лечится и длительное время заряда-дозаряда будет этому способствовать наилучшим образом.
И дозаряд таких АКБ при повышенном Umax=16,2-16,5v протекает своеобразно:
-- Обычно U не поднимается выше 15,6-15,9v и ток соот-но не снижается (часть банок интенсивно газует, а на засульфаченных U не поднимается выше 2,25-2,35v и даже может отсутствовать газовыделение).
-- Или U сначала взлетает до 16,2-16,3v и потом снижается до 15,9-16,1v
В обоих случаях проявляется нагрев (обычно снизу банок) от незначительного ~37-39 град. до ощутимого тепла и это способствует дальнейшему снижению U дозаряда. Тогда уже надо разбираться с отд. капризными банками...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ДОПОЛНЕНИЯ! (для тех, кто интересуется и решил попробовать малые токи для восстановления АКБ).
1. Часто требуется продолжать основной заряд после достижения на клеммах АКБ Umax=14,7v в ожидании снижения min-тока
окончания заряда первого этапа до эталонной (желательной) величины 0,1%=0,001С 2 суток или даже значительно дольше (до 5-6 в особо запущенных случаях). Обычно в это время плотность в банках постепенно растет вплоть до 1,280-1,295. -Требуется периодически в течение 1 часа размешивать электролит (для устранения расслоения и ускорения десульфатации) - через каждые 15-20 часов током 2%=0,02С (можно 3%) при Umax=16,3v
(можно и при Umax=16,2v ---> этого U вполне достаточно, если нет предположения о сульфатации низа пластин и необходимости более высокого перенапряжения).
2. На полностью заряженном и не имеющем разбаланса банок АКБ поведение на дозаряде (втором этапе) должно быть примерно следующее:
- в течение 5-30 минут напряжение поднимается до Umax=16,3v
- ток снижается в течение еще 10-40 минут до 1%=0,01С (или скорее даже ниже ---> до 0,8-0,7%)
- и далее в течение 0,5-2 часов ток снижается до 0,5%=0,005С (+/-0,1%) и стоит более не опускаясь 1-2-3 часа (можно отключать дозаряд), либо через 1,5-2 часа после окончания снижения (например, до 0,6%=0,006С) начинает приподниматься ---> тогда можно отключать дозаряд через ~ 1 час после начала такого подъема.
____________________________________________________________________________________
Единственное что поскольку делать это мог только на работе, то на заряд у меня уходило время с 7:30 до 17:00. Дальше отстой акб. До логичного финала довести не удалось аккумулятор ушел служить дальше на машину. Но я уверен что вытянул бы его еще больше. Как все происходило по дням можно прочитать тут.
Метод считаю полностью рабочим как восстановительный инструмент, а не профилактическую зарядку.
На данный момент аккумулятор исправно заводит транспортное средство, нареканий на работу нет.
А на этом у меня всё. До новых встреч, и обсуждений в комментариях.
Официальный чат. И канал в Мессенджере. Присоединитесь чтоб быть всегда на связи.
Если было интересно поддержите статью лайком и подпиской на канал. Если есть что возразить, милости прошу в комментарии. Я открыт для общения и аргументированных споров. ;)