О них говорят на Всемирном экономическом форуме, их сложно проверить, но в 2020 году они должны быть у каждого, их противопоставляют конкретным профессиональным навыкам. Угадали, о чем речь? Правильно, о soft skills.
Гибкие навыки – то, что сегодня требуется каждому сотруднику, начиная от руководителя крупного банка и заканчивая дворником. Эмоциональный интеллект? А как иначе договоришься о выгодной сделке или получишь новую метлу и грабли со стажем менее 5 лет. Клиентоориентированность? Аккуратно почисти машину Петра Андреевича из 1 подъезда и получишь 500 р., тронь машину Темы из 4 – получишь по морде. Креативность? Умение работать в команде? Видео с челябинскими дворниками, где один везет другого по дорожке на ледянке, а тот при этом энергично рассыпает реагенты, разошлось по соцсетям.
Soft skills – те навыки, которые помогают людям быть успешными независимо от сферы деятельности, именно они остаются со специалистом, когда решает сменить отрасли или профессию, это важные для карьеры умения, они повышают эффективность работы и общения с другими людьми.
А то, что специалисты, особенно молодые, сегодня предпочитают менять места работы, свидетельствует статистика. По данным PWC, 67% будущих специалистов не готовы занимать начальную должность дольше двух лет: не вышло в этой сфере, попробуют в другой. Вот и получается, что hard skills нужны на время, пока человек не сменит профессию, а soft skills пригодятся и после начала нового витка карьеры.
Их максимально полный перечень можно найти в Future of Jobs report, опубликованном по результатам Всемирного экономического форума – их 35 гибких навыков.
Специалисты пермского департамента менеджмента НИУ ВШЭ провели исследование на основе 204 384 объявлений о вакансиях на портале с hh.ru и интервью с работодателями. На основании полученных данных они сформулировали топ-10 гибких навыков, на которые ориентированы российские работодатели.
Таким образом, российские работодатели, в соответствии с мировыми тенденциями, ценят клиентоориентированность, умение решать сложные задачи, критическое мышление, когнитивную гибкость, умение принимать решения и эмоциональный интеллект. К этому списку они добавляют свои требования: навыки тайм-менеджмента, информационную грамотность, способность быстро учиться и владеть устной коммуникацией.
Скорее всего, это те навыки, которые достаточно развиты в Европе и не требуют отдельного упоминания при размещении объявлений о вакансиях. Тогда как в России они становятся важным ситом, позволяющим отклонить недостаточно компетентных кандидатов.
По данным The Future of Jobs, более трети навыков, которые работодатели по достоинству оценят в 2020 году, ещё лет пять назад не считались такими уж важными. Но с развитием технологий все больше автоматизированных задач перейдет к роботам, считают эксперты, и людям придется сделать ставку на собственную человечность, для того, чтобы стать успешными в этой борьбе.
Начальник отдела профессионального самоопределения и карьерного роста «Центра занятости населения Санкт-Петербурга» Ольга Чернаус отмечает, что в последнее время очень важна универсальность.
«Даже от специалистов IT-сферы сегодня требуют владения гибкими навыками, так как нужен не просто разработчик, но тот, кто умеет общается с заказчиками и коллегами. Проекты предполагают командную работу: если ты не можешь быстро находить с ними общий язык, страдает результативность, качество и эффективность деятельности. Любые «провалы коммуникации» сегодня очень сильно бьют по репутации компании».
И дело не только в репутации, но и в скорости: суммарное время, ушедшее на непонимание задерживают сроки выполнения проекта, а значит, дает преимущество конкурентам. Особенно важным этот момент становится с точки зрения межкультурной коммуникации. Над одним проектом нередко работают чрезвычайно разнородные с культурной точки зрения команды, поэтому знание кросскультурных особенностей тоже немаловажно. Например, глупо требовать от мусульманина сдать отчет в соответствии с дедлайном, если он приходится на Байрам.
«От слаженности работы команды зависит результат, скорость его достижения, продуктивность работы. И на эти конструкты слаженности влияет все: и эмоциональный интеллект, и критичность мышления, и возрастная гибкость, – отмечает Ольга Чернаус. – Умение выстраивать отношения с разными поколениями пригодиться не только на работе.
«О чем говорить с этими сопляками, они даже 1980-х не помнят», – сетуют одни. «Что мне могут посоветовать эти пенсионеры, у них даже Инстаграма нет», – фыркают другие. Но демографическая трансформация рынка предполагает, что взаимопонимание будет налажено. Иначе – никак».
Так что развивать гибкие навыки нужно, и не так сложно, как кажется на первый взгляд. Первое направление развития – получать обратную связь и не пугаться критики, а вычленять из нее полезную информацию и заниматься самообразованием. Второй вариант – учиться на чужом опыте: общаться на нетворкингах, не стесняясь обращаться к тем специалистам, которые являются для вас образцом, задавать вопросы о том, как они добились результатов, которые хотели бы получить вы сами.
Третья составляющая – совершенствоваться на своем рабочем месте, постепенно осваивая те умения, которые кажутся вам наиболее перспективными. Например, осознать свою роль при работе в команде: «я хороший контролер», «я хороший исполнитель», «я хороший лидер» и выстраивать карьеру в соответствии с этой информацией.
(!) Подписывайтесь на наш канал в Дзен>> Филипп Богачев