Найти тему

SHU HA RI

Shu-Ha-Ri
Shu-Ha-Ri

Все практикующие воинские искусства наверняка хотя бы что-то слышали о концепции «Shu-Ha-Ri», на которой построено обучение. В принципе, это довольно просто и на этом универсальном принципе построено обучение не только воинским искусствам, но и любым другим навыкам – сначала «прописи» (Кихон, база), потом применение этой «базы» на практике, и лишь потом – свободное владение, создание собственного индивидуального «почерка – стиля».

Давайте коротко остановимся на концепции Shu-Ha-Ri ( 守破離 , от яп. — «соблюдать», — «прорываться» и — «отделяться»). Традиционно это концепция японских воинских искусств и описание этапов обучения, согласно которым существует понятие о трёх ступенях овладения некими навыками. Сама концепция происходит из Китая, но её принципы можно встретить в самых разных сферах жизни по всему миру.

SHU (яп. — «соблюдать») — первая ступень, этап простого автоматического заучивания, создание устойчивого базового навыка. На этой ступени начинающий должен строго следовать указаниям Учителя, копируя многократно то, что показывает или объясняет наставник.

Эта первая стадия касается строгого следования единому стилю, традиции, учителю, форме (Хотя традиционно она считается первой, на самом деле правильнее считать первой стадией "неосознанное незнание", т.е. ту стадию, когда мы вообще не знаем о существовании этой проблемы и не думаем об этом.) На этой стадии обучения ученик пытается копировать, подражать. Для того, чтобы успешно пройти этот уровень обучения и перейти на следующий, учеба должна быть регулярной и прилежной. Поскольку этот уровень относится непосредственно к созданию мышечной памяти, приходится делать множество повторений техники. Следует понимать, что многочисленные повторения с ошибками может создать только технику с ошибками, поэтому тут исключительно важна роль учителя, контролирующего выполнение учениками «кихона» и постоянно исправляющего их ошибки – от базовых к «тонким».

Вроде как знаем, но пока ещё не понимаем и не умеем.
Вроде как знаем, но пока ещё не понимаем и не умеем.

Я с детства занимался музыкой, очень люблю и классическую музыку (Бах, Шопен, Чайковский), и хороший джаз. С точки зрения музыканта, первая ступень (Shu) соответствует базовым навыкам – правильное положение тела, гаммы, арпеджио, простым музыкальным этюдам. В общем, это то, без чего музыкант не сможет сыграть ни одного музыкального произведения от «Мурки» до Токкаты и Фуги Иоганна Себастьяна Баха, от этюда Гедике до джазовых импровизаций на темы Берлина и Гершвина.

Обычно, на этой стадии от ученика требуется своего рода «прыжок веры» - необходимо строгое выполнение требований учителя, доверие к нему и его методике. В Японии, где эта методика применяется очень давно в самых разных дисциплинах, ученикам зачастую просто запрещено задавать вопросы учителю. У нас, к сожалению, инструктора зачастую пытаются за таким «запретом на вопросы» скрыть собственную некомпетентность. Но это уже совсем другая история.

Стадия "SHU" длится несколько лет - обычно до тех пор, пока практикующий не достигнет уровня 1 кю – I Дана.

HA (яп. — Ха, «прорываться») — вторая ступень, на которой ученик не просто выполняет «базовую технику», а пытается вдумчиво применять её, строго следуя тем канонам, которые были освоены на первой ступени. По сути – это начало изучения каратэ.

В нашей школе начало этой стадии знаменуется тем, что ученику всё чаще доверяется проведение какой-то части тренировки, а также качественно более серьезным требованиям к рефератам (см. Программу), где ученики размышляют о своём понимании самых разных аспектов Воинских искусств.

Знаем, кое-что умеем.
Знаем, кое-что умеем.

На этой ступени ученики переходят от «прописей» к более свободному «письму», учатся объединять простые базовые элементы в более сложные.

Можно (упрощённо) считать, что начинается эта ступень изучения каратэ примерно с уровня Ик-кю (коричневый пояс) или даже Шо-Дан (I Дан).

Возвращаясь к «музыкальной аналогии» - на этой стадии начинающий музыкант уже может исполнять довольно технично самые разные музыкальные произведения. Он уже хорошо владеет техникой, он не делает грубых ошибок, но пока еще играет «Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви», как писал Александр Сергеич. Нет души, нет импровизации, нет чуда!

Это хорошо видно в ката – ученик делает всё правильно, всё технично, копируя более-менее успешно кого-то из мастеров, но, зачастую, не «живёт» ката, не визуализирует поединок, не всегда работает так, будто ведёт реальную схватку.

Так же и в спарринге – правильная техника пока ещё не выстреливает «экспромтом», тактика пока ещё ограничена то рамками правил, то установками тренера.
Всё это будет развиваться, изменяться со временем и с учётом индивидуальных особенностей ученика. На этом пути главное – неизменность основ, принципов школы. Не менее важна регулярность занятий и отсутствие длительных перерывов.

RI (яп. 離— «отделяться») — третья ступень, когда ученик начинает «отделяться» от внешних черт «базовой техники», следуя лишь общим принципам. Принцип первичен, рамки (техники, правил) вторичны. Правил уже нет, есть только естественный ход вещей и событий – Дао.

На уровне Ri тело, ум и дух становятся единым целым. Практикующий превосходит негибкость изначальных учений, следуя лишь собственному Пути. Для него Dojo (место постижения Пути) становится любое место, весь мир.

Знаем, умеем, учимся применять.
Знаем, умеем, учимся применять.

Естественно, Ri невозможно достичь, минуя Shu и Ha (хотя многие пытаются создавать собственные «стили», «школы», не получив достаточного объёма базовых знаний, не пройдя обязательный путь практики). К тому же, даже на уровне Ri мастера постоянно обращаются к предыдущим "уровням" - Shu, Hа, совершенствуют свои «гаммы» и «этюды», годами и десятилетиями оттачивая "простой удар", и "простой шаг".

Уровень "Ri" - это уровень мастерства, к которому ведёт правильный Путь каратэ, но которого достигают немногие. Мы считаем, что ориентиром для начала этого уровня может быть III Дан. Подтверждением этому может быть тот момент в Программе экзаменов, согласно которому сдающий на III Дан может во время экзамена изменять по своему усмотрению отдельные техники в Ката, не изменяя сами принципы, заложенные в данную форму.

Продолжая аналогии с музыкой, я всегда привожу в пример выдающихся джазовых исполнителей, который достигали высочайшего уровня импровизации именно на основе виртуозного владения музыкальным инструментом и понимания основ музыки.

(продолжение следует)

Читайте, комментируйте, подписывайтесь на мой канал.

Добро пожаловать на сайт нашей школы каратэ "Московский Будокан" и Форум нашего сайта.

Объявляем набор в мини-группы для начинающих и продолжающих.