Найти тему
Синхронизация

Как устроена фабрика грёз Хаяо Миядзаки

На счету Миядзаки два «Оскара», 14 полнометражных мультфильмов и целый мир выдуманных героев. «Синхронизация» подготовила 5 фактов, которые помогут узнать, как устроена вселенная с котобусами, говорящими головами и ходячими замками.

А на лекции «Синхронизации» вас ждёт экскурсия по «Фабрике грез Хаяо Миядзаки».

© Студия Ghibli
© Студия Ghibli

Тема полёта

С раннего детства Миядзаки — поклонник авиации. И тема полетов проходит через всё его творчество. Героиня «Навсикаи из долины ветров» путешествует верхом на реактивном планере, персонажи «Тоторо» — на пушистом коте-автобусе, а в «Небесном замке Лапута» летает всё — от маленького камешка до целого острова. Даже для собственной студии Миядзаки выбрал название «Ghibli» (Отсылка к модели итальянского самолета Caproni Ca 309 Ghibli).

Другая природа

Манера описания природы — одна из отличительных особенностей мультфильмов Миядзаки. Мастер не терпит фальши и искусственности в изображении окружающего мира. Известен случай, когда в студии разрабатывали сцену с огнём. Часть сотрудников призналась, что никогда не видела горящих дров. «Останавливаем работу. Поезжайте и посмотрите» — ответил на это Миядзаки.

 «Рыбка Поньо на утёсе» / © 2008 Студия Ghibli
«Рыбка Поньо на утёсе» / © 2008 Студия Ghibli

Главная героиня

Чаще всего главные герои Миядзаки — девочки. В интервью для Esquire режиссер сказал: «Я могу очень долго объяснять, что я хочу этим сказать и как я к этому пришел, но лучше ограничиться кратким ответом: все дело в том, что я очень люблю женщин». В беседе с романистом Рю Мураками он пояснял это так: «...взрослый мужчина сталкиваясь со злом всегда ищет, кому бы отстрелить голову, а это — порочный путь».

Сцены из жизни

В одной из сцен «Унесённых призраками» главная героиня находит руль велосипеда, торчащий из неприятного существа. После того, как девочка обматывает веревку вокруг руля и вытаскивает велосипед, грязное чудовище оказывается духом загрязнённой реки. Эта сцена основана на реальном опыте Миядзаки. Однажды он таким же образом очистил реку у своего дома.

 «Унесённые призраками» / © 2001 Студия Ghibli
«Унесённые призраками» / © 2001 Студия Ghibli

Понимание аудитории

«В 1997 году не было почти ничего для десятилетних девочек, а подростковые журналы фокусировались на романтике и влюблённости. Я чувствовал, что это не то, чем они дорожат, не то, что им было нужно», — говорил Миядзаки. Так появился образ Тихиро — обычной девочки-подростка без специальных способностей. С ней могла ассоциировать себя каждая девочка и понимать, что тоже может быть героиней.

Лекция «Фабрика Грёз Хаяо Миядзаки»

© Студия Ghibli
© Студия Ghibli

Хаяо Миядзаки — бог японской анимации. Его миры очаровывают и растворяют в себе. На лекции разберёмся в стиле мастера на примере мультфильмов от «Небесного замка Лапута» до «Ветер Крепчает». Увидим в его работах отражение японской культуры от синтоизма до травматичного наследия Второй мировой. Узнаем, что такое японский визуальный язык и как с появлением аниме связан Уолт Дисней.