Сегодня, пожалуй, пик популярности франчайзинга. Каждый бизнес в сфере B2C примеряет для себя инструменты франчайзинга. Действительно, компании, которые смогут эффективно внедрить франчайзинг, получат преимущества перед своими конкурентами, получат возможность доминировать на своем рынке.
Насколько бы ни был привлекателен франчайзинг для предпринимателей, не любая компания может стать франшизой. В моей работе по упаковке франшиз для фильтрации неподходящих компаний я использую чек-лист, которым я поделюсь в этой статье. Я его называю "критерии франчизируемости компании". Если ваша компания не соответствует хотя бы одному критерию, с франшизой стоит повременить.
- Бизнес является машиной по зарабатыванию денег. Собственник всегда понимает, хочет ли он передать работающий механизм, на котором заработает партнер или для основателя - это последний способ заработать самому продавая свою фейк-франшизу. Подобный обман не проходит. Глупых людей, все таки, осталось не так много.
- Трек-рекорд не менее 1 года. Если бизнес существует меньше года, франшизой ему становиться рановато. Не прошел еще минимальный сезонный цикл чтобы сделать вывод - успешен бизнес или нет.
- Минимум две собственных точки. Успех одной точки может быть результатом удачного стечения обстоятельств, а не наличия работоспособной бизнес-модели. Открытием второй точки основатель франшизы демонстрирует себе и рынку способность бизнеса масштабироваться хотя бы внутри одной компании.
- Налаженная система менеджмента. "Давайте сперва продадим франшизу а потом подумаем, как управлять" - часто думают предприниматели, которые хотят запустить франшизу. В таких компаниях неизменно наступает хаос в управлении и количество проданных франшиз лишь усиливает его и понижает репутацию сети.
- Бюджет от 10 миллионов. Франшиза - это игра вдолгую, на развитие требуется время, поддержка, разработка, команда. Это все стоит денег. Бюджет, наверное, отличается по отраслям, но запас нужен приличный, чтобы на ваши стратегические решения не влиял дефицит бюджета.
- Полная вовлеченность основателя. После запуска франшизы это направление становится ключевым для компании. Только силами наемных сотрудников это драйвится весьма сложно: нужны постоянные решения на топ-уровне, партнер хочет обсуждать вопросы с основателем а не менеджером, пиар-активности также исходят от основателя. Заходить во франчайзинг "попробовать" не получится.
- Ноу-хау. Чтобы стать франизой компания должна иметь какое-то отличие в создании продукта и ценности, которое даст преимущество предпринимателям, покупающим франшизу.
Можно набросать еще желательные требования к бизнесу, заходящему во франшизу. Это и наличие классного юриста и разработанный фирменный стиль и зарегистрированный товарный знак, но все-таки, самые основные перечислены в 7 пунктах франчизируемости.