Найти тему

Всеросс-2020, региональный этап, 9-10.5, решение

Всем привет! Начинаем разбираться с задачами прошедшего регионального этапа. Сегодня на повестке задача, предлагавшаяся в 9 и 10 классах в первый день — геометрическое неравенство. Напомню условие.

Для того, чтобы решить эту задачу, надо было вспомнить полезные факты про средние линии четырехугольника (особенно обратив внимание на неравенства), а также факты про описанные четырехугольники, и попробовать связать это все в решение задачи.

Начнем со средних линий.

1. Середины сторон четырехугольника являются вершинами параллелограмма (параллелограмма Вариньона). Это крутой факт, надо о нем просто помнить.

2. Средняя линия не превосходит полусуммы заключающих ее сторон. То есть если мы обозначим длины сторон нашего четырехугольника в порядке обхода через a, b, c и d, длину средней линии, соединяющей середины сторон с длинами a и c — через m, и длину средней линии, соединяющей середины сторон с длинами b и d через n, то будут верны неравенства

-2

Далее вспомним факты про описанные четырехугольники.

3. Естественно основное свойство состоит в том, что суммы противоположных сторон равны, то есть

-3

4. Уже видно, что ключевыми связующими являются суммы противоположных сторон, но пока нет диаметра окружности! Главное свойство, которое тут можно написать, это формулу для площади: если r — радиус вписанной окружности, а S — площадь, то

-4

Итак, мы пришли к тому, что в задаче уже заиграла площадь, как единственное разумное связующее звено между радиусом вписанной окружности и сторонами четырехугольника. Надо вспомнить факты про площади и середины!

5. Конечно, площадь параллелограмма Вариньона в два раза меньше площади четырехугольника.

6. И ключевое полезное неравенство, связывающее площадь параллелограмма Вариньона с длинами средних линий — площадь параллелограмма равна произведению длин диагоналей на синус угла между ними, поэтому не превосходит просто половины произведения диагоналей. Учитывая наблюдение 5, заключаем

-5

На самом деле решение почти закончено. Осталось просто собрать пазл:

-6

На мой вкус задача простовата для 5-го места региона, но неравенства всегда идут труднее. Тут все шаги естественны и сложность может состоять либо в том, чтобы привлечь площадь (хотя я считаю это единственной разумной связью между радиусом и сторонами), либо в том, чтобы сделать последний шаг и понять, что задача уже по сути решена. Ну и, конечно, нужно умело извлекать из своего сознания все необходимые факты.

Не хотите пропустить запись? Ищите канал в телеграме Олимпиадная геометрия.