Изобретатели, профессора и доктора наук присылают нам свои материалы для их публикации в каналах Хакнем.
Задача наших каналов — популяризировать опыт носителей знаний в разных тематических отраслях, чтобы сделать его доступным и применимым в жизни наших читателей.
Если мы видим, что какая-то новая тема интересна для нашей аудитории, то мы начинаем регулярно производить и выпускать контент в ней. Таким образом у нас уже появилось 3 популярных медиа-сообщества: Хакнем Суть (про мировоззрение и бизнес), Хакнем Школа (про школу и образование), Хакнем Отношения (про отношения и общество).
Сегодня мы хотим предложить читателю новую тематику, которой ещё не было в наших каналах. Если данная тема найдёт спрос, то таких материалов будет появляться больше и это может перерасти в отдельное медиа-направление "Хакнем". Просьба отреагировать "лайком" 👍 или комментарием, если данная тема вызывает у вас интерес.
Автор данной публикации получил 3 патента РФ на простую конструкцию двигателя внутреннего сгорания ДВС и заставляет усомниться в целесообразности идей повсеместного перехода на электрические двигатели, которые якобы могут улучшить экологию планеты. Представляем его первую научно-популярную статью в канале Хакнем.
В поисках золотой середины
Уже много лет специалисты самых разных направлений науки и техники заняты вопросами экологии. Организовываются всевозможные симпозиумы и конференции, предлагаются самые разные варианты решения проблемы ухудшающейся экологии, порой экзотические, порой просто экстремистские. Справедливо в числе негативных факторов называется автотранспорт.
При этом почему-то обходится молчанием то обстоятельство, что кроме автомобилей в активной эксплуатации находится, пожалуй, не менее многочисленная армия самых разных устройств, использующих в качестве источника движения двигатели внутреннего сгорания (ДВС). Это, начиная с авиации и заканчивая садово-огородной техникой. Крайним, поистине экстремистским направлением на пути поиска проблемы, является повальное стремление к переходу всего автотранспорта на электропривод. Не буду касаться подводных камней на этом неоднозначном пути, об этом другими уже сказано так много, что добавить почти нечего. Отмечу только тот факт, что до сих пор нет чёткого доказательства интегрального преимущества электротранспорта перед транспортом с ДВС (выше уже указывалось на наличие и других эксплуатантов ДВС, к которым, вероятно, трудно пристегнуть электропривод).
Между тем один из путей к решению проблемы, не претендующий на абсолютность, находится на виду у всех и давно, ещё в шестидесятых годах прошлого века, обоснован теоретически и проверен экспериментально профессором одного из Ленинградских институтов Вениамином Моисеевичем Кушуль. Его исследованиями и экспериментами показана топливная и экологическая эффективность выделения процесса горения топливо-воздушной смеси в отдельный такт. Если так всё хорошо и давно известно, то почему мы не встречаем двигатели, работающие по циклу Кушуля? Да по той простой причине, что пока никому не удалось создать конструкцию двигателя, отвечающего заданному условию, при этом простого и надёжного в эксплуатации. То, что получается, оказывается чрезвычайно громоздким. Это обусловлено тем, что четырёхцилиндровый двигатель становится фактически восьмицилиндровым с промежуточными камерами горения, так что весь получаемый эффект не окупает затраченных усилий. А попытки создать такой двигатель, и немалые, предпринимались по всему миру. Достаточно упомянуть такие фирмы, как “Scuderi Group” (США), “Zajac Motors” (США), “DIRO Konstruktions GmbH & Co. KG” (ФРГ). Как видим, более чем полувековые поиски приемлемой конструкции пока не увенчались успехом.
Ещё один путь к экономии моторного топлива, а следовательно и повышения экологических свойств ДВС, является деактивация части рабочих объёмов (цилиндров) двигателя по достижении установившегося режима движения (применительно к транспортным средствам). Такой способ также проверен, также даёт хорошие показатели, однако массового применения не нашёл. Причина та же, что и в первом случае: усложнение конструкции. Здесь появляется дополнительный механизм, обеспечивающий управление клапанами. Кроме того, в результате нарушается ритм работы двигателя и возникает недопустимо высокий уровень вибраций, который снова требует дополнительных устройств. Всё это обнуляет весь положительный эффект.
Значит ли это, что как экономическая — сокращение расхода невозобновляемых запасов углеводородов, так и экологическая проблема — уменьшение загрязнения окружающей среды, неразрешимы? Ни в коем случае! Мало ли мы знаем примеров, когда веками называвшиеся неразрешимыми задачи однажды оказывались решёнными? Точно так же однажды разрешится и эта. И если каждый из нас будет, не покладая рук искать, то «ихтиозавры будут наши»! Только при этом не следует забывать то обстоятельство, что если гигантские усилия, затрачиваемые на решение упомянутых проблем, связанных с эксплуатацией многомиллионной армады устройств, оснащённых ДВС, до сих пор не принесли ощутимых результатов, то так тому и быть, откажемся от ДВС в пользу электропривода — это будет простым перекладыванием ноши со своих плеч на другие, которые не смогут сопротивляться. Вспомним Ломоносова и Лавуазье: «если где-то чего-то убудет, то столько же в другом месте прибавится» (цитата неточная, смысл точен).
Это значит, что все поиски ведутся на старых истоптанных полях, вдоль и поперёк исчерченных глубокими колеями, из которых, как известно, не так просто выбраться. Это значит, что к решению ведут какие-то другие пути, никогда не использованные, или же когда-то намеченные, но по разным причинам заброшенные тропинки. Это значит, наконец, что на проблему следует взглянуть свежим, незамыленным взглядом, и вдруг выяснится, что мы часто проходим мимо чего-то примелькавшегося и казавшегося ненужным. Но именно ЭТО может оказаться тем самым указателем направления нашим поискам. Так что — «бороться и искать, найти и не сдаваться!» (А. Теннисон).
Автор: Кривко Николай Михайлович, инженер-машиностроитель, автор 13 изобретений.
Цикл статей "В поисках золотой середины":
1 статья [Текущая]
2 статья
3 статья
4 статья
5 статья