Найти тему

Петровский маскарад 1722 года

Необычайное зрелище происходило в Москве, в феврале 1722 года, — зрелище, которого никогда ещё не видала старая русская столица: по приказу царя Петра Алексеевича по случаю благополучно заключённого Ништадского мира устроен был на улицах Москвы великолепный маскарад, в котором, по царскому повелению, приняли участие все выдающиеся сановники и вельможи того времени, даже сам царь, царица Екатерина, герцог Голштинский и др.

Целых пять дней появлялась на улицах Москвы среди изумлённой толпы народа маскарадная процессия, привлекая с каждым днём всё больше и больше внимания, возбуждая разговоры и толки.

Василий Суриков. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900 г.
Василий Суриков. Большой маскарад в 1772 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф. Ромодановского. 1900 г.

Процессия состояла более чем из 60 саней, которым были приданы самые разнообразные формы: в виде кораблей, гондол и других судов. В этих санях сидели на возвышениях одетые во всевозможные костюмы дамы и вельможи, а позади их, на различных животных ехали всадники, опять-таки в костюмах разных народов, западного духовенства и пр., и пр. В длинном кортеже были изображения мифологических богов с их атрибутами, папы, кардиналы, аббаты, курфюрсты, бургомистры и пр.

Впереди всех ехал шутовской маршал, окружённый группой самых забавных масок. За ним следовал глава «всепьянейшего собора», князь-папа И.И. Бутурлин, в санях в папском одеянии. В ногах у него красовался верхом на бочке Бахус. Потом ехала верхом на волах свита князь-папы, то есть кардиналы. После них в маленьких санях, запряжённых четырьмя пёстрыми свиньями, двигался царский шут, наряженный в самый курьёзный костюм. Затем следовал Нептун, в короне, с длинной седой бородой и трезубцем в правой руке. За ним ехала в гондоле «князь-игуменья» Стрешнева, в костюме аббатиссы, окружённая монахинями. После неё ехал со свитой настоящий маршал маскарада, князь Меншиков, в огромной лодке, в костюме аббата. Затем, в следующих повозках, имевших отчасти вид лодок, следовали в разных замысловатых костюмах княгиня Меншикова и другие, затем в большой разукрашенной лодке — князь-кесарь Ромодановский в горностаевой мантии: впереди и позади него стояли несколько чучел медведей и смешных окрутников. Вслед за ним в крытой гондоле ехала царица Прасковья Фёдоровна в старинной русской одежде с дочерью, одетой в костюм пастушки, имея в числе дам и супругу князя-кесаря.

Маскарад в Москве, в феврале 1722 года, по случаю празднования Ништадского мира. Гравюра с рисунка А.И. Шарлеманя
Маскарад в Москве, в феврале 1722 года, по случаю празднования Ништадского мира. Гравюра с рисунка А.И. Шарлеманя

Адмирал Апраксин с братом, одетые гамбургскими бургомистрами, ехали на галере с поднятыми парусами; за ними — большой императорский корабль с пушками, на котором командовал сам Пётр; из пушек на корабле стреляли по приказанию императора; в свите его находились несколько генералов, одетых барабанщиками, по сигналам которых юнги, исправлявшие обязанности матросов, делали по ходу корабля разные эволюции, чем немало удивляли москвичей, незнакомых с морским делом. Пользуясь действием ветра и парусов, эту огромную махину тащили только пятнадцать лошадей. За кораблём, в великолепной крытой гондоле, следовала императрица со своим штатом, одетая в богатое голубое бархатное платье, с орденом и шпагой, осыпанной бриллиантами, с копьём в руках. Богатство костюмов свиты Екатерины представляло картину нового порядка двора петровского времени.

После маршала императрицы, ехавшего на буере, на больших санях, со скамьями в виде амфитеатра, восседал всешутейший собор или неусыпаемая обитель. За ними следовал герцог Голштинский со своим штатом и иностранными министрами: последние все были в шёлковых глубых домино. После голштинцев везли турецкое судно с пушками, из которых каждый раз отвечали на выстрелы с царского корабля. Здесь, в костюме турецкого муфтия, сидел на возвышении князь Кантемир.

Маскарадное шествие 1722 года. Гравюра XVIII века
Маскарадное шествие 1722 года. Гравюра XVIII века

Хотя точных указаний на то, кто составлял программу маскарада, нет, но по свидетельству современников-иностранцев Штраленберга, Вебера, Фокеродта, Берхгольца и др. — все подобного рода торжественные процессии задумывались самим Петром, который с необычайной основательностью занимался составлением программы каждого торжества.

Не для одной только потехи народа устроил Пётр, по примеру древних римлян, это маскарадное триумфальное шествие. У царя была ещё другая цель: эта движущаяся картина имела целью показать русским людям наглядным образом одежды иностранных сановников и иерархическое их значение, познакомить народ с эмблематическими изображениями богов и героев, с историческим миром, историческими преданиями и с порядками тогдашней Европы.

Виктор Русаков