Найти тему
Растем Вместе СОЦ

Красивый почерк. Уроки из прошлого.

Автор пособия Всеволод Флеров
Автор пособия Всеволод Флеров

Есть мнение, что в первой половине прошлого и позапрошлом веке у большинства людей был каллиграфический почерк из-за того, что учились писать пером, а не шариковой ручкой.

Аргумент в пользу пера - наклон и нажим пера влияет на линию рисунка.

Но неужели только исчезновение пера из обыденной жизни испортило почерк большинства людей? Тем более, что современные ручки легче и удобнее для руки.

Современные курсы каллиграфии широко распространены. Обучают на них писать кистью и пером. Пока не наблюдается массовое улучшение почерка после таких (краткосрочных) курсов. То есть эффект сравним с эффектом после ментальной арифметики. Первое время после обучения эффект держится, но без постоянного внимания и тренировки - сходит на нет.

А ученики прошлого, после уроков чистописания каллиграфически писали всю жизнь. И шариковая ручка не портила этот красивый почерк.

Так в чём же дело?

Мы размышляли на эту тему, наблюдали за своими детьми и учениками нашего центра, изучали старые учебники и методики обучения чистописанию. И вот какие выводы можем сделать:

- в прошлом начинали писать с 8 или 9 лет. То есть писать начинали дети постарше. Физиологически в этом возрасте более крепкие мышцы, суставы. И ещё важно, что т.н. мелкая моторика у детей в прошлом к этому возрасту была более развита.

1914 год. Владимирская губерния. Фото из открытых источников
1914 год. Владимирская губерния. Фото из открытых источников

Крестьянские дети этими руками многое умели делать наравне со взрослыми, дворянские дети, как правило, уже занимались музыкой. Да и в целом дети больше двигались;

Дворянских детей учили музыке до школы
Дворянских детей учили музыке до школы

- были отдельные учебники с гимнастикой для рук, в которых были подробные упражнения и даже разделы с анатомией кисти, то есть упражнения были важной частью обучения письму;

Автор учебника Александр Розенфельд - профессор стенографии и каллиграфии!
Автор учебника Александр Розенфельд - профессор стенографии и каллиграфии!

- уделяли внимание постановке руки. Важно было не только правильно держать перо пальцами, а вся постановка кисти была точной наукой с математически выверенными градусами;

- курс чистописания, как правило, был три года. К слитному письму переходили на второй год обучения, а к скорописи только на третий! И это была осознанная позиция. В учебниках и методиках всегда подчёркивали, что не стоит переходить к следующему этапу не освоив хорошо предыдущий;

- был важный этап в обучении, когда учились писать в альбомах без линеек, что давало новые умения и навыки (держать линию, размер букв, чувствовать пространство листа);

-5

- уроки чистописания были уроками творчества. Все завитушки и красивости предлагались в нескольких вариантах и потому почерк был некоторым художественным портретом обладателя.

- да, это тоже верно перо - инструмент с большими возможностями, чем ручка, он позволяет менять толщину и яркость линии. Перо более капризно, а значит формирует терпение и внимательность.

Так что красивый почерк на всю жизнь - это результат целого комплекса факторов, а не одного.

Чистописание - это очень важно
Чистописание - это очень важно

А нужен ли каллиграфический почерк современному человеку? Как бы и не нужен, в наше время мы редко пишем, чаще печатаем.

Но мы считаем, что обучение традиционному письму - это важный этап в развитии ребенка и формировании грамотности. Пока не стоит спешить его искоренять из нашей жизни. Красивое письмо - более осознанное, а значит более грамотное.

Но очень важно, чтобы уроки письма были полезными, творческими. Да и весь процесс познания должен приносить радость.

p.s. всё методики и учебники прошлого и позапрошлого века доступны на многих ресурсах сети. Ключевые слова мы указали под фотографиями.

Рушана Смирнова