Есть мнение, что в первой половине прошлого и позапрошлом веке у большинства людей был каллиграфический почерк из-за того, что учились писать пером, а не шариковой ручкой.
Аргумент в пользу пера - наклон и нажим пера влияет на линию рисунка.
Но неужели только исчезновение пера из обыденной жизни испортило почерк большинства людей? Тем более, что современные ручки легче и удобнее для руки.
Современные курсы каллиграфии широко распространены. Обучают на них писать кистью и пером. Пока не наблюдается массовое улучшение почерка после таких (краткосрочных) курсов. То есть эффект сравним с эффектом после ментальной арифметики. Первое время после обучения эффект держится, но без постоянного внимания и тренировки - сходит на нет.
А ученики прошлого, после уроков чистописания каллиграфически писали всю жизнь. И шариковая ручка не портила этот красивый почерк.
Так в чём же дело?
Мы размышляли на эту тему, наблюдали за своими детьми и учениками нашего центра, изучали старые учебники и методики обучения чистописанию. И вот какие выводы можем сделать:
- в прошлом начинали писать с 8 или 9 лет. То есть писать начинали дети постарше. Физиологически в этом возрасте более крепкие мышцы, суставы. И ещё важно, что т.н. мелкая моторика у детей в прошлом к этому возрасту была более развита.
Крестьянские дети этими руками многое умели делать наравне со взрослыми, дворянские дети, как правило, уже занимались музыкой. Да и в целом дети больше двигались;
- были отдельные учебники с гимнастикой для рук, в которых были подробные упражнения и даже разделы с анатомией кисти, то есть упражнения были важной частью обучения письму;
- уделяли внимание постановке руки. Важно было не только правильно держать перо пальцами, а вся постановка кисти была точной наукой с математически выверенными градусами;
- курс чистописания, как правило, был три года. К слитному письму переходили на второй год обучения, а к скорописи только на третий! И это была осознанная позиция. В учебниках и методиках всегда подчёркивали, что не стоит переходить к следующему этапу не освоив хорошо предыдущий;
- был важный этап в обучении, когда учились писать в альбомах без линеек, что давало новые умения и навыки (держать линию, размер букв, чувствовать пространство листа);
- уроки чистописания были уроками творчества. Все завитушки и красивости предлагались в нескольких вариантах и потому почерк был некоторым художественным портретом обладателя.
- да, это тоже верно перо - инструмент с большими возможностями, чем ручка, он позволяет менять толщину и яркость линии. Перо более капризно, а значит формирует терпение и внимательность.
Так что красивый почерк на всю жизнь - это результат целого комплекса факторов, а не одного.
А нужен ли каллиграфический почерк современному человеку? Как бы и не нужен, в наше время мы редко пишем, чаще печатаем.
Но мы считаем, что обучение традиционному письму - это важный этап в развитии ребенка и формировании грамотности. Пока не стоит спешить его искоренять из нашей жизни. Красивое письмо - более осознанное, а значит более грамотное.
Но очень важно, чтобы уроки письма были полезными, творческими. Да и весь процесс познания должен приносить радость.
p.s. всё методики и учебники прошлого и позапрошлого века доступны на многих ресурсах сети. Ключевые слова мы указали под фотографиями.
Рушана Смирнова