Найти тему
Where is art?

о перформансе

Тильда Суинтон, Музей Современного искусства, Нью-Йорк, 2015
Тильда Суинтон, Музей Современного искусства, Нью-Йорк, 2015

Что вы представляете, когда говорят «перформанс»? Обнаженного мужчину, прибившего себя к брусчатке? Пару, замершую в поцелуе? Скорее всего это что-то экстравагантное, странное, непонятное.

Сегодня поговорим немного о перформансе. Вспомним, каким он был в самом начале и что из себя представляет сейчас.

Изменения в искусстве начали происходить в XIX веке, тогда все общество было возмущено выходками импрессионистов, выставлявших подмалевки и эскизы за законченные работы, тогда многие художники задумались над тем, каким должно быть искусство и какими способами его можно привносить в реальный мир?

Ранние перформансы представляли собой скорее провокацию или манифестацию. По началу провокация была незначительна: это были необычные костюмы, с элементами кухонной утвари или, например, расписанные лица, но позже художники позволяли все больше себе оскорблять зрителей. Маринетти даже написал отдельный манифест в 1910-х «Наслаждение быть освистанным». В «Кабаре Вольтер» не редко проходили выступления, которые заканчивались скандалами, но это только увеличивало популярность этого места. Хьюго Балль был основателем кабаре, он сам выступал на сцене, порой облачаясь в необычные наряды и скандировал свои новаторские стихи без слов.

Эксперименты Маринетти и художников из «Кабаре Вольтер» положили основу искусству перформанса: важно место действия, сценарий, время и конечно, художник или группа художников. Проще говоря это то, что ценно именно «здесь и сейчас», артефактам и документации отдается второстепенная роль, как доказательство для наследников о случившимся.

Перформанс расцветает во второй половине XX века, в это время набирает популярность идея художественного действия, не поддающегося продаже. В это время начинают свой путь Джон Кейдж, группа Флюксус, Йоко Оно, Марина Абрамович и другие известные художники. Авторы не отказываются от провокаций, но больше изучают звук и тело. Перформанс становится самым доступным медиумом, как и сейчас: художник может обращаться напрямую с толпой, без посредников. Сейчас это особенно актуально, в связи с цифровизацией общества.

Из-за популярности, перформанс переживает в 2010-е скорее кризис, чем расцвет и только для немногих художников идея и визуальный образ стоят бок о бок, как это было в 60-80е годы прошлого тысячелетия.