Найти в Дзене
Алексей Коновалов

Арабский писатель X века Абу Али ибн-Даста о Руси. Часть третья.

Здравствуйте, друзья. Сегодня мы продолжим чтения найденной в Британском музее рукописи мусульманского писателя Абу Али Ахмеда бен-Омара ибн-Дасты. Текст нашёл российский историк Даниил Абрамович Хвольсон.

"Есть у них, из среды их, врачи, имеющие такое влияние на царя их, как будто они начальники ему. Случается, что приказывают они приносить в жертву творцу их что ни вздумается им: женщин, мужчин и лошадей; а уж когда прикажет врач, не исполнить приказания его нельзя никоим образом. Взяв человека или животное, врач накидывает ему петлю на шею, навешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется. Тогда говорит: «Вот это — жертва Богу»".

Несомненно, эти "врачи" были волхвами, возможно, и жрецами. Это показание важно. Мы узнаём, каким огромным влиянием пользовались такие волхвы-жрецы у языческих русов. Далее мы узнаём, что человеские чертвоприношения у языческих русов не было редкостью, что подтверждается показаниями Льва Дьякона и Нестора летописца.

"Руси мужественны и храбры. Когда они нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его всего. Женщинами побежденных сами пользуются, а мужчин обращают в рабство. Ростом они высоки, красивы собою и смелы в нападениях. Но смелости этой на коне не обнаруживают: все свои набеги и походы производят они на кораблях."

Силу, красоту и смелость русов подтверждает также Ахмад ибн Фадлан.

Хвольсон также признаёт справедливость последнего предложения этой цитаты, так как только со времён Святослава русы начали сражаться на коне.

"Шалвары носят они широкие: сто локтей материи идет на каждые. Надевая такие шалвары, собирают они их в сборки у колен, к которым затем и привязывают."

"Никто из них не испражняется наедине: трое из товарищей сопровождают его непременно и оберегают. Все постоянно носят при себе мечи, потому что мало доверяют они друг другу, и что коварство между ними дело обыкновенное: если кому удастся приобресть хотя, малое имущество, то уж родной брат или товарищ тотчас же начинают завидовать и домогаться, как бы убить его и ограбить".

О том, что русы всегда ходили вооружённые, говорил также и Ахмад ибн Фадлан.

Рассказ о коварстве русов выглядит как-то неправдоподобно после известия о их гостеприимстве. Нечто подобное можно прочитать в Стратегиконе Маврикия. О гостеприимстве славян он пишет так: "К прибывающим к ним иноземцам добры и дружелюбны, препровождают их поочередно с места на место, куда бы тем не было нужно, так что если гостю по беспечности принявшего причиняется вред, против него начинает вражду тот, кто привел гостя, почитая отмщение за него священным долгом." Но чуть позже он пишет другое: "Они вообще вероломны и ненадежны в соглашениях, уступая скорее страху, нежели дарам. Так как у них господствуют различные мнения, они либо не приходят к согласию, либо даже если и соглашаются, то решенное тотчас же нарушают другие, поскольку все думают противоположное друг другу и ни один не желает уступить другому." Интересно, Ибн-Даста читал Маврикия?

"Когда умирает у них кто-либо из знатных, то выкапывают ему могилу в виде большого дома, кладут его туда и вместе с ним кладут в ту же могилу как одежду его, так и браслеты золотые, которые он носил; далее опускают туда множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканенную монету. Наконец кладут в могилу живою и любимую жену покойника. Затем отверстие могилы закладывается, и жена умирает в заключении."

Арабский историк Абуль-Хасан аль-Масуди писал похожее о придунайских болгарах:

«Борджане имеют большой храм; если кто умрет, они заключают его в нем, и с ним жену и рабов, и они остаются там, пока не умрут с голода».

Ибн-Фодлан описывал обычай русов, где клали во временную могилу покойника только хмельные напитки, плоды и лютню. Покойника потом сжигали.

На этом заканчивается серия статей о рукописи Абу Али ибн-Дасты о Руси. До встречи.

Это третья часть цикла. Прочитать остальные можно, перейдя по ссылке:

Часть первая.

Часть вторая.