Все это не мешает Ольге Дворак жить в деревне, выращивать птицу и ухаживать за садом и огородом на 20 сотках.
С Ольгой Дворак я познакомилась на одном из недавних бизнес-форумов в Ростове-на-Дону. Вряд ли я бы проявила к ней журналистский интерес, если бы передо мной была дама, которая делает руками какие-нибудь мелочи или же занимается, например, репетиторством. У Ольги все не так традиционно и гораздо ярче.
Изготовлением сайтов больше занимаются мужчины, и чаще диджитал ассоциируется с молодыми людьми не старше 30 лет. У 57-летней Ольги Дворак полный набор услуг подобных услуг и даже больше. Она сама способна, например, сделать расчеты по установке системы видеонаблюдения в четырехэтажном здании и порекомендовать поставщиков. Дети умеют прокладывать кабель, писать программы, ремонтировать компьютеры, настраивать рекламу в интернете. Рулит семейным бизнесом Ольга, хотя в разговоре и старается уходить от этой темы, мол, дети рулят ею, а не она ими.
Территория работы – весь мир
Для кого-то диджитал – мир последних лет, но для Ольги это вся жизнь. По специальности она инженер-электронщик, и муж такой же. Они однокурсники и обладатели очень узкой профессии. Не просто программисты, а программисты для программистов.
Супруги были среди первых специалистов, которые внедряли компьютеры на предприятиях, налаживали автоматизированный учет на крупных производствах, занимались оптовой продажей техники в одной из республик СНГ.
15 лет назад в силу обстоятельств пришлось перебраться в Россию. Ольга изучила российскую прессу, прикинула, что зарабатывать можно только в двух городах, в Москве и в Ростове-на-Дону. Сделав вывод, что в столице живут только финансовые рабы, выбрала Ростов.
Два года назад семья закрыла офис продаж в городе и предпочла обслуживать клиентов только своими силами, иногда привлекая специалистов на разовые работы. Все живут в поселке под Ростовом, а территория, где они находят клиентов – весь мир.
Свои услуги семья продвигает в интернете. Клиенты приходят сами по рекламе, за ними никто не гоняется и не уговаривает их заказать сайт или продвижение в «Яндексе» и «Гугле».
Желание работать головой
15 лет назад – это была жизнь с нуля в Ростове. Ольга не знала, чем заниматься в новой стране и в новом городе и пробовала все, что пользовалось спросом. Сначала было свое производство пеноблоков, потом корпусной мебели, и так лет пять. Старший сын занимался ремонтом компьютерного «железа» и понял, что клиентам нужно большее – сайты и их продвижение.
Однажды сказал родителям, что собирать мебель больше не хочет, и предложил им вернуться к тому, что они лучше всего умеют делать. Идея была и рискованной, и заманчивой. Рискованной – потому что это снова почти возврат на нулевую позицию, отказ от деятельности, которая хоть и не нравилась, зато приносила доход. Заманчивой – потому что Ольга хотела работать головой, а не руками.
Пришлось засесть за изучение всего, что связано с интернетом и перспективно, разработать программу продвижения собственных услуг.
- Клиент на комплексное обслуживание появился сразу же, как только я все хорошо обдумала, - вспоминает Ольга, – и считаю, что все получается, когда все обдумаешь. Надо задать мыслям правильное направление.
Распределение доходов без ссор
У Ольги четверо детей, три дочери и сын, пятеро внуков. Младшая дочь 22 лет живет с родителями, остальные со своими семьями в том же поселке, что и мать с отцом. Ольга не привязывала их к себе и даже выталкивала старшую дочь с мужем в Москву. Та вернулась через год и больше никуда не хочет, и остальные никуда не хотят, зачем, если они из своей деревни общаются со всем миром.
Своими умениями члены семьи дополняют друг друга. Одна дочка дизайнер и удаленно ведет две международные компании. Вторая дочь – специалист по продвижению в соцсетях. Сын ремонтирует компьютеры и любое другое оборудование. А третья дочь – всесторонняя мастерица, может и программу написать, и кабель проложить, и технику отремонтировать. Муж Ольги пишет программы и делает сайты.
Весь клиентский поток идет на Ольгу. Есть постоянные фирмы в России, Таиланде, ОАЭ, каждый месяц появляется одна крупная новая. Новым заказчикам могут отказать, если запрос непрофильный.
Распределяет работу между членами семьи Ольга. У каждого свое ИП или ООО, и все платят друг другу за оказанные услуги. Потому между родственниками не возникает спора по поводу финансов, и никто не считает, сколько денег в чужом кошельке.
- Самые частые споры и ссоры в семейном бизнесе - из-за денег, - сказал Ольга. – Я предвидела подобное и сразу отделила детей, чтобы не ссорились, и, правда, никто ни с кем не ссорится. Каждый сам способен зарабатывать и охотно пользуется услугами другого члена семьи.
Теперь клиент не прав
За 15 лет многое поменялось в спросе и предложении услуг интернет-маркетинга. Когда-то, даже лет пять назад, было так: пункт № 1 - клиент всегда прав, пункт № 2 - если клиент не прав, смотри пункт №1. Немало и сейчас исполнителей, которые все делают, как скажет клиент, а Ольга отказывается сотрудничать с теми, кто считает, что раз он платит, то и музыку заказывает.
Сегодняшний правильный сайт – тот, который продает. Чтобы сайт продавал, надо довериться специалисту, и через два-пять месяцев покупатели действительно начинают активно приходить. Некоторые заказчики настолько довольны, что даже по собственной инициативе платят Ольге проценты от продаж.
Продающий сайт – это такой, где минимум информации, и все понятно. Не будет продавать портал, где полно лишних картинок, все переливается и крутится, как новогодняя елка перед носом.
Дворак не преувеличивает диджитал-возможности. Интернет, по ее словам, способен многое, но не всемогущ. Если нет продаж, надо посмотреть, правильно ли работают менеджеры, есть ли в штате маркетолог, а то и два, достаточен ли рекламный бюджет. А бывает, что для кого-то интернет и впрямь совершает чудеса. Например, Ольга сделала известным один ростовский магазин элитной мебели, и у них много появилось заказчиков в Москве и в Сочи, выбирают товар на сайте.
Консультирование по вопросам счастья
Новое направление деятельности, которое облюбовала себе Ольга, - бизнес-консультирование. Необходимые для этого знания – собственный опыт, тренинги, самообразование.
Дворак старается не пропускать деловых мероприятий в Ростове и Сочи. Каждый день тратит полтора-два часа на изучение новой информации в интернете, обычно утром. Встает она рано и ложится спать тоже рано, чтобы жить по солнечным ритмам. От ранних подъемов кругозор шире и счастья больше.
Для счастья, считает она, еще надо заниматься тем, что нравится. Помимо интернет-маркетинга, другие любимые дела – это попугай, рыбы, семь котов и сад. Есть домашнее хозяйство – индюки, куры, утки, перепелки, 20 соток сада и огорода. Свое хозяйство у Ольги было всегда, даже когда доходы семейной фирмы были миллионными. Питаться, уверена она, надо экологичеки чистыми продуктами.
Успех и счастье, по ее словам, просто так на человека не падают, это только со стороны может так казаться. Для успеха надо что-то делать. А если что-то не получается или не получилось, надо подумать, что я могу сделать для этого сейчас, и обязательно сделать сегодня, тогда все получится и обязательно будет.