«Парадная» и «черная» лестницы — казалось бы, приметы давно ушедшей эпохи. Но нет: два входа в один и тот же подъезд, один из которых расположен «с тыла», — обычное дело для целого ряда жилых проектов. В том числе — построенных еще в годы СССР, в период, когда никаких «господ» и «прислуги» в стране не было по определению. Для чего же тогда делались два разных входа?
В первую очередь, дело тут в требованиях пожарной безопасности, по которым противопожарный периметр дома не должен превышать 150 метров. Поэтому в домах так называемых «длинных» серий — таких, например, как II-49, П-46 — в обязательном порядке устраивались сквозные подъезды. Это позволяло при необходимости оперативно перебросить пожарный рукав на другую сторону дома.
Впрочем, сквозные подъезды можно и в других сериях. Основные соображения, из которых они делались — обеспечить удобство погрузки/разгрузки крупногабаритных вещей (например, при переезде) и создать дополнительный эвакуационный выход на случай того же пожара или другой чрезвычайной ситуации. Кроме того, сквозные подъезды удобны дворникам: во-первых, можно лишний раз не обходить весь дом кругом, во-вторых — часто такие проходы проектировались уже с учетом помещения для хранения инвентаря.
В современном прочтении сквозной подъезд — почти обязательный атрибут ЖК с концепцией «двор без машин». Застройщики хорошо знают, что покупатель обязательно поинтересуется: если двор без машин, значит, подъехать к подъезду на машине не получится? И ответ готов заранее — жертвовать комфортом не придется. Так, в жилых комплексах «Cколковский», «Римский», «Скандинавский» от ГК «ФСК» в каждом подъезде есть два входа: один выходит в закрытый двор, где нет автомобильного движения, а пешеходы могут чувствовать себя абсолютно спокойно. Второй — ведет к подъездной дороге и парковке.