Обратил внимание что на моем канале очень редко появляется Як-42, со слов пилотов отличный, легко пилотируемый самолет. Пассажиром мне на нем полетать не удалось, а вот побывать внутри случилось. То что увидел сейчас расскажу и покажу.
Як-42 разрабатывался в середине семидесятых годов и не смотря на то, что это был лишь второй пассажирский самолет разработанный в ОКБ Яковлева, он получился на редкость удачным.
Самолет многое перенял от своего старшего брата -Як-40, это и прекрасная управляемость, компоновка двигателей, высокорасположенный стреловидный стабилизатор, наличие рампы в хвостовой части самолета и даже прямое крыло. Первый летный экземпляр был именно с прямым крылом, которым в дальнейшим пришлось пожертвовать в угоду повышения скоростных характеристик. Двигатели самолета обладали высокой степенью двухконтурности (5.4), что делало их высокоэкономичными и способствовало снижению себестоимости перевозок.
Эксплуатация самолета началась в 1980 году, но 28 июня 1982 года под белорусским городом Мозырь произошла авиакатастрофа, у самолета на эшелоне произошло разрушение стабилизатора. Эта трагедия на полтора года поставила все самолеты на стоянки и на два года прервала серийное производство. После доработок он вновь вернулся в эксплуатацию, но так и оставался в тени туполевских машин, на замену которых он в принципе и проектировался. За годы серийного производства с 1977 по 2003 год было изготовлено 183 машины, многие из которых до сих пор эксплуатируются в гражданской авиации.
Рампа, расположенная в хвосте самолета делает его независимым от аэродромных служб и ускоряет высадку и посадку пассажиров, а также позволяет совершать рейсы на аэродромы 3-го класса, где не было наземных трапов.
Диаметр фюзеляжа соизмерим с Ту-154, что позволяет без стеснения разместить шесть рядов кресел. Большие круглые иллюминаторы создают прекрасный обзор для пассажиров.
Интересное замечание, двери Як-42 по конструкции и способу открытия очень похожи на двери Боинга 737.
Панель на рабочем месте бортпроводников.
Як-42 был первым в СССР самолетом, который проектировался с возможностью эксплуатации двучленным экипажем. В пилотажно-навигационное оборудование Як-42 входил навигационный комплекс "Ольха-1", сходный с разработанным в то же время для Ил-86 комплексом "Пижма", а также еще ряд высокоточных систем позволяющих самолету совершать посадку по II категории ICAO.
В настоящее время в России самолет эксплуатируется тремя АК: Турухан, Ижавиа и Красавиа. Но вероятно скоро их станет меньше, эпоха советских самолетов заканчивается.
Краткие ТТХ:
Размах крыла, длина, высота самолета, м: 34.88, 36.38, 9.83
Масса, кг
пустого самолета 28960
максимальная взлетная 53500
Топливо, кг 18500
Тип двигателя 3 ТРДД Прогресс (Лотарев) Д-36
Крейсерская скорость, км/ч 810
Практическая дальность, км 3900
Дальность действия, км 1300-2300
Практический потолок, м 9600
Экипаж, чел 2-3
Полезная нагрузка: 120 пассажиров или 12800 кг груза.