Найти в Дзене

Ответственность за накрутку отзывов: чем опасны запрещённые методы продвижения

Для эффективного продвижения бизнеса требуется комплексный подход, включая формирование положительного инфо-поля вокруг личного бренда или компании с помощью упоминаний и отзывов клиентов. Одни организации понимают, что на это уходит немало времени. Другие прибегают к быстрым, но неэффективным методам, например, накрутка отзывов.

В результате вы создадите красивую визуальную картинку за небольшие деньги, но никакой прибыли не получите. Второй момент: чем популярнее становится бизнес, тем больше внимания конкурентов он привлекает. Значит, запрещённые методы продвижения будут постоянно отслеживаться и пресекаться соперниками.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Последствия накрутки отзывов на свой ресурс

Удар по репутации личного бренда или компании

Согласно опросу ИОМ Анкетолог, 62% респондентов уверены, что смогут отличить фейковый отзыв от честного и непредвзятого мнения. О чём это говорит? Пользователи сети научились фильтровать искусственную накрутку от реальных комментариев.

Если потенциальный клиент обнаружит обман, в лучшем случае он откажется приобретать ваш товар/услугу, в худшем – поделится этим с другими пользователями. Наиболее принципиальные начнут «докапываться» до истины. Для примера оставим ссылку на статью в Партнёркин «Разоблачение инфоцыгана: Тарас Левчик».

Скриншот статьи «Разоблачение инфоцыгана: Тарас Левчик»
Скриншот статьи «Разоблачение инфоцыгана: Тарас Левчик»

Лишняя зацепка для ваших конкурентов

Соперники в вашей нише имеют гораздо больше возможностей для разоблачения накрученных отзывов. Яркий пример – статья предпринимателя Николая Танушкина о проекте «Бизнес Молодость». В своём блоге он вкратце остановился на отзывах о компании, причём мотивировал, почему они фейковые. Более того, он просто «разбомбил» кейсы, представленные на их сайте, отлично оперируя данными.

Статья собрала 250 комментариев. Несмотря на давнюю публикацию (март 2014 г.), страница до сих пор находится в ТОП 10 Яндекса по запросу «бизнес молодость отзывы». Вот это настоящий удар по репутации.

Результаты поисковой выдачи Яндекса (01.02.19 г)
Результаты поисковой выдачи Яндекса (01.02.19 г)

Внесение компании в «чёрный список» на сайтах-отзовиках

Многие сервисы скрывают или удаляют отзывы, вызвавшие подозрения: накрученные, несоответствующие действительности и т.д. Присутствие компании на площадке может быть вовсе заблокировано за накрутку отзывов.

Поясняем, как это работает на примере портала «Фламп». При выявлении нарушений со стороны компании, модераторы выносят предупреждение и скрывают фейковые отзывы. Повторное нарушение ведёт к блокировке карточки организации на несколько месяцев, соответственно, её представители не могут отвечать на отзывы пользователей. В свою очередь, аккаунты авторов, принимающих участие в подобных манипуляциях (написание отзывов за деньги/услуги) блокируются. Правила публикаций на «Флампе» включают 37 пунктов.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Уголовное и административное наказание за накрутку отзывов

Накрученные отзывы не только подрывают репутацию компании. Они могут привести к судебным разбирательствам. Яркий тому пример: в Италии был приговорён к 9 месяцам лишения свободы сотрудник PromoSalento, который оставлял фальшивые отзывы на портале TripAdvisor (источник информации RG.RU). Подобные практики в России встречаются реже.

Источник: Яндекс.Картинки
Источник: Яндекс.Картинки

Как правило, ложные негативные отзывы накручивают конкуренты, пользуясь услугами сторонних лиц. Таким образом, сложно доказать связь между заказчиком и исполнителем, который предоставляет услуги по «чёрному» пиару. Второй момент – судебные разбирательства приводят ещё к более массовому распространению неправдивой информации.

На заметку: статья 128.1 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) указывает:

-6

Итог следующий: накрутка отзывов приводит к негативным последствиям. Современные алгоритмы поисковых систем эффективно отсеивают «фальшивки», а социальные сети наказывают сообщества банами и удалением аккаунтов. Добросовестные сайты-отзовики ужесточают требования к написанию и модерации отзывов, а на практике появляются случаи судебных разбирательств. Советуем вам не использовать «чёрный» пиар, накручивая отзывы о конкурентах: кто знает, возможно, исполнитель захочет поделиться сведениями о заказчике. В таком случае гораздо больше пострадает ваша репутация.

Как думаете, какую ответственность должен нести бизнес за накрутку отзывов?

1. Никакую – я умею отличать фейк от реальных отзывов.

2. Нужно принимать жёсткие меры, чтобы интернет не превращался в «помойную яму».

3. Зависит от ситуации – я против накрутки негатива в сторону конкурентов.