В ноябре 1933 года в ходе визита М. Литвинова в США между нашими странами были установлены дипломатические отношения. Кроме того, был произведен обмен нотами о невмешательстве во внутренние дела друг друга, о правовой защите граждан, о пользовании религиозной свободой для американских граждан, проживающих на территории СССР, о судебных делах.
Установление дружеских личных отношений с президентом Рузвельтом и его ближайшим окружением также огромная заслуга Литвинова. В дальнейшем это еще сыграет свою роль.
Участие США и американского капитала в строительстве многих предприятий на территории СССР давно не секрет. Американские романтики-эмигранты, уехавшие работать в СССР менее известный факт, но были и такие, даже фильм советский сняли на эту тему, там канал рыли через пустыню американские экскаваторы. Впрочем, это отдельная тема.
Финская война привела к заметному охлаждению в отношениях и так называемому "моральному эмбарго" - в результате продажа СССР многих важных для нашей страны товаров и материалов была фактически запрещена или ограничена. При этом "убеждать" владельцев фирм и предприятий в необходимости придерживаться "морального эмбарго" активно помогало ФБР.
Официально же американская сторона определяла вышеуказанные мероприятия как инициативу своего народа. Так Заместитель наркома иностранных дел С. А. Лозовский следующим образом обрисовал результаты консультаций с американским послом:
"...Штейнгардт ответил, что правительство США не имеет никакого отношения к "моральному эмбарго", которое является результатом сентиментализма американского народа, он отрицал наличие дискриминационного режима, утверждая, что антисоветская кампания пошла на убыль с конца февраля, что недопуск советских инженеров на американские заводы объясняется военной обстановкой, что невыполнение советских заказов и отказ от продажи некоторых видов сырья объясняются огромными и выгодными заказами, полученными от Англии, что отзыв американских специалистов из СССР и отказ в посылке в СССР специалистов согласно контрактов есть дело отдельных фирм, а не правительства".
Возможно читателю будет интересно узнать, что именно в результате американского эмбарго Советский Союз попытался часть заказов передать в Германию, при том что это было дороже на 20-30% и возможности экономики Рейха тогда были заметно ниже. В справке Наркомвнешторга в мае 1940 года прямо говорилось, что
"Перенесение наших заказов из США в Германию возможно только частично, по некоторым заказам, например нефтеоборудованию, авиационным новинкам, совсем невозможно. Другими словами, торгово-хозяйственное соглашение с Германией не может разрешить проблему нашего импорта из США на данном этапе"
Из воспоминаний госсекретаря Халла следует, что ожидаемое вторжение Германии в СССР заметно изменило подход правительства США к построению отношений с нашей страной.(The Memoirs of Cordell Hull N.Y., 1948 Vol II)
Уже к концу 1940 года было ясно, что продолжение налетов на Британию есть не более чем средство маскировки истинных намерений Гитлера. Соответствующие высказывания фюрера в стиле "только немецкие солдаты от Владивостока до Гибралтара", а также другая важная информация на эту тему (в частности о создании немцами заблаговременно органов управления территориями, которые планировалось отторгнуть у СССР, печать оккупационных денег и пр. ), полученная правительством США по своим каналам, были доведены до сведения советского посла Уманского.
По поводу этой информации сам Халл в своих воспоминаниях написал следующее:
"Полученная нами информация о планировании Гитлером вторжения в Россию была особенно полезна для меня в переговорах с японцами. Она исключала какую-либо вероятность союза между Россией и Японией и давала нам возможность занять более твердую позицию...чем бы мы отважились иначе."
Уже 21 января 1941 года в США отменили "моральное эмбарго", тем более, что продажа соответствующих материалов и товаров на экспорт контролировалась с помощью лицензий.
И тут в ситуацию попытался вмешаться другой будущий союзник СССР - Великобритания. Английский посол лорд Галифакс высказал опасения, что продаваемые Советскому Союзу материалы и оборудование могут быть переданы немцам и настоятельно просил свернуть торговое партнерство с нашей страной.
Ответ американской стороны был неожиданно тверд - англичанам указали их место на островах и сообщили, что правительство США в состоянии самостоятельно контролировать экспорт из своей страны, кроме того госсекретарь указал на значительное ухудшение советско-германских отношений.
"В целом ее (России) политический курс... состоял в том, чтобы оказать противодействие и вызвать срыв далеко идущих планов Гитлера и японцев..." - так определил Корделл Халл внешнюю политику СССР начала 40-х.
Нападение Германии на СССР было ожидаемо и вопросы об совместных действиях с СССР и взаимопомощи обсуждались в переписке Черчилля с Рузвельтом еще в начале июня 1941 года.
В августе 1941 года в США прибыла делегация во главе с генерал-лейтенантом Голиковым, которая должна была решить вопрос ЗАКУПКИ необходимого Красной Армии вооружения и материалов. В своих воспоминаниях Халл указал, что Голиков пожаловался ему на крайне медленное движение по этой теме, сообщив, что "направлено только 60 самолетов". Видимо, речь идет о поставках истребителей Р-40.
Обращаю внимание читателей, что техника на тот момент у США покупалась, называть поставки августа-октября 1941 года "ленд-лизом" абсолютно некорректно.
Закон 1939 года о нейтралитете позволял США продажу воюющим странам вооружения и военных материалов по известному принципу "плати и бери"- то есть без кредитования и с доставкой на судах покупателя.
В отношении СССР такая схема явно не могла быть применена, ведь наша страна не имела физической возможности организовать самостоятельно доставку грузов из США в необходимых количествах, кроме того, советские счета в американских банках были заблокированы. Президент Рузвельт проявил большую государственную мудрость, приняв решение не применять положения указанного закона к СССР и дал указание разблокировать замороженные советские фонды, из которых на первых порах и осуществлялась оплата поставок (порядка 40 млн. долларов).
Но дать разрешение и обеспечить выполнение далеко не одно и тоже. Процесс развивался медленно и даже в 1942 году возникали многочисленные задержки и накладки. В качестве примера привожу со ссылкой на официальную заверенную фотокопию из РГАЭ (ссылка активна) следующий документ:
Письмо представителей Правительственной закупочной комиссии СССР в США генерал-майора А.И. Беляева и контр-адмирала М.И. Акунина Представителю Совета США по распределению вооружения генерал-майору Джемсу Л. Бернсу (РГАЭ. Ф.413. Оп. 12. Д. 5939. Л. 16.)
В письме указанные товарищи просят ускорить выделение обещанных 25 судов для перевозки грузов с Восточного побережья США в северные порты СССР.
Строго говоря, никакого "закона о ленд-лизе" не было, а был "Акт об обеспечении защиты США" (An Act to Promote the Defense of the United States), текст которого в английском и русском варианте свободно доступен, однако никем обычно не читается, иначе бы вопрос о "бескорыстной помощи" просто не возникал.
11 сентября 1941 г. Ф. Рузвельт, выступая перед Конгрессом США, заявил «Мы оказываем эту помощь не как акт благотворительности, а с целью защиты Америки».
Но даже с учетом этого обстоятельства в отношении СССР имел место "особый подход", определяемый сложностями с Сенатом. Для того чтобы сдвинуть упертых антисоветчиков с мертвой точки американская сторона рекомендовала представителям СССР организовать информационную компанию в США, в частности показав, что в "Советской России" имеются действующие церкви и Конституция 1936 года допускает свободу вероисповедания.
А сейчас внимание! Лично сам Корделл Халл отдельно отметил в своих мемуарах 1948 года, что президент Рузвельт, помимо вышеуказанных советов, сообщил послу Уманскому о необходимости иметь официальную декларацию о русских активах, золотом запасе и возможностях осуществлять бартерную торговлю между СССР и США. Без этого невозможно было получить соответствующие ассигнования в Конгрессе.
В качестве промежуточной меры, президент предложил советской стороне закупку у СССР марганцевой руды и другого сырья с поставкой после окончания войны для обеспечения необходимых средств на закупку вооружения, однако посол Уманский отметил, что для нашей страны был бы предпочтительней ПРЯМОЙ КРЕДИТ, а если это невозможно, СССР будет "со всей серьезностью просить о поставках по ленд-лизу" (в данном случае цитата по книге "Вторая мировая война в воспоминаниях" Москва 1990, с 348, где содержатся частично в русском переводе воспоминания К.Халла, изданные им в 1948 году в США).
"В конце концов мы достигли договоренности о предоставлении кредита и бартерной торговле на сумму в 75 млн. долларов через "Корпорацию финансирования реконструкции" (RFC - созданное в 1932 году независимое федеральное агентство - прим.автора статьи ) на те несколько месяцев, в течение которых можно будет выработать удовлетворительное соглашение о поставках в Россию военных материалов" (госсекретарь К. Халл)
Указанная встреча президента Рузвельта, Гарри Гопкинса и госсекретаря Халла с послом СССР Уманским состоялась 11 сентября 1941 года. Так что говорить о ленд-лизе в этот период применительно к СССР совершенно неверно - в эту программу наша страна еще не была включена, хотя поставки на платной основе уже шли.
Напомним: с 1924 года в США существовало акционерное общество Amtorg Trading Corporation, известно у нас как Амторг. Общество было создано в штате Нью-Йорк еще до установления дипломатических отношений и действовало в роли посредника при осуществлении экспортно-импортных операций советских внешнеторговых объединений с американскими компаниями. Соответственно Амторг платил в США налоги, не являясь официально советским учреждением внешней торговли.
21 февраля 1942 г. нарком внешней торговли СССР А.И. Микоян подаст докладную записку И.В. Сталину с предложением создать в США официальную закупочную комиссию, а до тех пор СССР выплачивал Амторгу комиссионное вознаграждение, с которого Общество платило налоги, Микоян оценил их в "несколько сот тысяч долларов". Подробно с документом можно ознакомиться на сайте РГАЭ по ссылке.
В конце сентября 1941 года в Москву прибыла англо-американская делегация для согласования объемов и условий поставок ( Советско-Британское соглашение о взаимных поставках, кредите и клиринге - по этому договору Великобритания предоставила СССР кредит в 10 миллионов фунтов стерлингов на 5 лет под 3 % в год для оплаты военных поставок с условием оплатить сорок процентов поставленных товаров в твердой валюте).
В результате переговоров лорда Бивербрука и А. Гарримана с советским руководством 1 октября 1941 года был подписан протокол о поставке до 30 июня 1942 года включительно. Встречные поставки из СССР начались уже осенью 1941 года.
30 октября президент Рузвельт сообщил о предоставлении Советскому Союзу БЕСПРОЦЕНТНОГО ЗАЙМА в размере 1 млрд.долларов.
И ТОЛЬКО 7 НОЯБРЯ 1941 года действие программы ленд-лиза (то есть предоставление вооружения и военных материалов в займы) было распространено на СССР.
Отмечая эту веху в развитии союзнических отношений, новым послом в США вместо излишне резкого Уманского был назначен "старый друг" Рузвельта Литвинов.
Некоторые комментаторы с зашкалом ненависти к СССР обычно злобно шипят про алюминий и сталь из США, без которых СССР в их понимании откатился бы до Урала. Им бы не помешало иметь в виду, что поставки СТРАТЕГИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ИЗ СССР также были существенными.
В рамках "обратного ленд-лиза" СССР поставил Соединенным Штатам за годы войны: 300 тысяч тонн хромовой руды, 32 тысяч тонн марганцевой руды, значительное количество платины и золота, а также леса на общую сумму в 2 139 000 долларов (в зачет обратного ленд-лиза пошло также обслуживание американских самолетов и кораблей на наших базах).
При этом за годы войны в США полностью ликвидировалась безработица (8 млн. человек на 1940 год), а многие фирмы ( в частности Белл) выжили только благодаря советским заказам. Более того - за счет средств налогоплательщиков были переоборудованы старые производства исполнявших военные заказы предприятий -из бюджета выделено порядка 26 млрд. долларов на эти цели.
Мало кто знает, что причиной затягивания переговоров о включении СССР в программу ленд-лиза послужили не только сложности с Сенатом, где сильны были антисоветские настроения и не только ожидание развития событий на советско-германском фронте, но и первоначальная позиция американской стороны в части участия СССР в войне с Японией, по поводу которого Сталин ответил категорическим отказом. Лишь в 1943 году руководство СССР подтвердило готовность действовать совместно с союзниками на Востоке.
Огромная роль СССР в борьбе с гитлеровской Германией у тогдашнего руководства США не вызывала ни малейшего сомнения, равно как и уместность сделанных финансовых вложений в обеспечение нашей страны вооружением и стратегическими материалами, а также продуктами питания и разнообразным оборудованием, транспортом и пр.
Включение СССР в программу ленд-лиза НЕ ОЗНАЧАЛО немедленных поступлений грузов прямо с 8 ноября. Более того, все консультации на эту тему были свернуты до конца декабря 1941 года из-за нападения Японии на Пёрл-Харбор.
Таким образом объем "американской помощи" в 1941 году был ничтожным, а военные материалы и боевая техника нашей страной в основном ПОКУПАЛИСЬ. Основным же получателем помощи по ленд-лизу была Великобритания. Первый год войны наша армия и народ вынесли на своих плечах, однако огромная работа администрации Рузвельта по "продавливанию" подключения СССР к программе ленд-лиза безусловно достойна уважения. Достойна уважения и позиция американского правительства в целом. Оно заботилось об интересах своей страны - об обеспечении безопасности с минимальными потерями собственных граждан, о развитии экономики и получении политических дивидендов. Именно так и должно действовать правительство, ничего плохого в этом автор не видит. Но за что нам благодарить Америку?
Пусть на этот вопрос каждый читатель ответит самостоятельно сам для себя.