Должно быть, мода на Православие понемногу проходит. Не моя мысль, священника. Это, наверное, и к лучшему. Не всем нужны духовники, не всем безопасны новые знания, не все честно ими пользуются. И даже те, кто пытается честно, неизбежно наломает дров.
«Терпение, смирение, искушение», которыми к месту, а чаще нет, пользуются «в миру» — придают речи приторности, понимаются очень по-своему и ещё больше уводят от сути. Но с Верой проще. Именно потому, что гораздо сложнее. В ней много ограничений, традиций, условностей и мало Себя как центра и смысла всего на Земле происходящего.
Себя много в популярной психологии. При таком спросе мода на неё закончится едва ли. Но так нужно. Такое теперь время. Люди сходят с ума от тревоги. От боли, пустоты, одиночества. И от психологии тоже. В том её виде, в котором её потребляют.
Сырая и жареная рыба может дать совершенно два разных результата. Кто готовил, как готовил и даже, как и с кем ел потом — все важно. Как «смирение-терпение’ в околоцерковной среде, так «обесценивание, проекции, и личные границы» — щедро сыплются на головы в среде околопсихологической. А это большая среда — книги, тренинги, интенсивы, или добрый знакомый. Он недавно прослушал курс «про других» и вот теперь спешит к ним с плохими новостями. Про них же.
Не все книги написаны хорошими специалистами, не все тренинги имеют право на существование, не все друзья полезны. Это факт.
Тем не менее, вооружённые понятиями, информацией и новыми установками, люди творят революции. У революции всегда есть жертвы. В борьбе за личные границы и пространство всегда будут свергнутые и уничтоженные. Любой личностный рост сопровождается хрустом суставов и сухожилий старых убеждений. Хорошо, когда только своих.
Опасная и нужная, прекрасная и тяжёлая, спасающая и ломающая — людям нужна наука о душе. Может быть, сейчас как никогда. Но наука. Не хобби, не заработок, и не оружие против «ближнего». Того, кто, скорее всего, и любит-то по-настоящему. Правда, не так как надо, а как умеет.
Все, у чего нет научных оснований, — это полет фантазии авторов новых методик. Не ограниченный пока никем полет. Статистика удачных приземлений отсутствует. Но как же границы? Их же нужно блюсти, ведь вокруг полно «токсичных»! Такие психологические зомби с лицами родственников, знакомых и коллег. Конечно, границы нужны. Ещё как! Но что там, внутри? Что они защищают?
Если всю жизнь потратить только на оборону, можно так и не построить город своей Души.
Светлана Лобанова