Найти тему

О депрессивной личности и как с ней работать (конспект старой лекции из четверговых лекций на психфаке СПбГУ)

Обещала некоторым заинтересованным лицам из разряда коллег-психологов - выкладываю.
Важно: конспекту около 15 лет, и отражен в нем взгляд представителя всего лишь одной из множества психологических школ - психоаналитической. В конспекте присутствуют устаревшие термины и не отражен аспект психофармакологической поддержки.

К сожалению, за прошедшие годы я напрочь забыла, кто именно эту лекцию читал, помню только, что был в костюме, обозначил себя психоаналитиком, и еще помню, как аудитория заплакала в какой-то момент практически вся.

Итак, сначала о том, какая бывает депрессия.

Интроэктивная депрессия - определяется словами "я плохой". Тут все понятно, имеем дело с безобразным отношением к себе.

Анаклетическая депрессия - определяется словами "меня бросили, посмотрите на меня". Тут тоже все понятно, имеем дело с демонстративностью.

Еще есть мазохистический тип личности - характеризуется стремлением возвышаться за счет страданий.

Суть депрессии в принципе в том, что страдание неадекватно произошедшим событиям. Депрессивная личность не умеет нормально переживать горе. Впрочем, и радость тоже...
Зато у них есть неоспоримое достоинство - умение откликаться на чужое горе.

Теперь про степени:
Лайт-версия - личность с депрессивными тенденциями.
Покруче - депрессия как заболевание в клиническом смысле.
И апофеоз - МДП (маниакально-депрессивный психоз).
В современной терминологии - биполярное личностное расстройство.

О происхождении депрессии и формировании депрессивной личности.

1. Может участвовать генетический фактор.
2. Травма потери в детстве.
Сюда относится все, что угодно, например,
- отлучение от груди, к которому ребенок еще не готов
- навязывание ребенку взрослости, к которой он точно так же не готов
- уход из семьи родителя
- негативное отношение в семье к проявлениям печали, траура. Отрицание горя
- функциональный подход к ребенку
- отношение отторжения к ребенку.

Характеристики:
1. Фиксация на оральном аспекте (видимо, следствие травмы потери материнской груди в детстве - не зря ж аналитик лекцию читал).
2. Очень много негатива в душе, много агрессии, направленной на личность пациента.
3. Несмотря на предыдущий пункт, аффект гнева проявляют редко. А вот от вины загибаются.
4. Склонны игнорировать и обесценивать все доброе и хорошее, что делают. Плохое, наоборот, гипертрофируют.
5. У других людей депрессарики часто вызывают симпатию, а то и восхищение.

Динамика:
1. Интернализация критики со стороны тех, в чьей любви они нуждаются. Т.е. принятие в себя как своего взгляда критического мнения мамы-папы и прочих значимых людей.
2. Отсюда формируется такое восприятие мира и людей: я плохой, другие - лучше всех. Теми, кто лучше всех, можно только восхищаться. Куда девать негативные чувства, которые так или иначе возникают по отношению к другим? Совершенно верно, направлять на себя.

Часто своя "плохость" выносится в тело и ведет к психосоматическим заболеваниям.

Ну и самое интересное. Терапия депрессий.

1. Поскольку эти ребята критики не выносят, а похвалам не верят, важный момент терапии - первая критика терапевта. Прерывать терапию на этом моменте нельзя, хотя депрессарики часто делают именно так. Они пытаются играть на опережение - бросить терапевта раньше, чем терапевт бросит их.

2. Также эти ребята могут заражать терапевта: он начинает чувствовать свою несостоятельность, т.е. именно то, что клиент чувствовал в детстве по отношению к родителям.

3. Задачи у терапевта в такой работе две: быть неосуждающим и быть эмоционально-стабильным. Важно, чтобы клиенту было на кого опираться.

4. Теперь непосредственно о том, что делать:
- анализировать идеи клиента о собственной плохости
- анализировать желание клиента быть исключительно хорошим
- помнить о том, что клиент не выздоровеет, пока не переживет потерю и связанный с ней гнев в ходе терапии (и в результате этого гнева никто не умрет и никого не разлюбит)
- и очень важный аспект - вместо поддержки Я клиента лучше атаковать критическую составляющую его личности (внутреннего критика, другими словами).