1. Что такое CTR
В общем понятии CTR представляет собой отношение числа кликов к числу показов в процентах. Формула для расчета данного показателя выглядит так:
CTR = (количество кликов / количество показов) * 100%
Применительно к SEO, CTR – это отношение количества кликов по ссылке Вашего сайта в результатах поиска к числу его показов в выдаче, то есть, данный показатель представляет собой метрику, которая позволяет оценить, насколько эффективен ресурс на поисковых результатах, насколько он привлекателен для посетителей.
Необходимость улучшения данного показателя заключается в том, чтобы сделать сниппет Вашего сайта более привлекательным для пользователей относительно других ресурсов в выдаче и добиться увеличения переходов из поисковых систем, а значит – еще более повысить оценку сайта поисковиками.
Проведение работ по увеличению CTR становится особенно актуальным тогда, когда базовые работы по внутренней оптимизации уже проведены и сайт уже появился в результатах поиска в тех «пределах» поисковой выдачи, которые просматриваются пользователями. Однако можно проводить работы по улучшению и одновременно с базовой оптимизацией, например, сразу при работе с тегами Title, Description.
2. Как понять, для каких страниц необходимо улучшение CTR
Самым первым шагов в работах по повышению кликабельности является определение страниц, которые представляют собой «слабое звено» по данному показателю относительно всех страниц сайта. Если у Вас достаточно «новый» сайт, то проведение работ может потребоваться и для всех его страниц.
Проще всего определить страницы для проработки с помощью панелей вебмастера.
В Яндекс.Вебмастере необходимо перейти во вкладку «Поисковые запросы – Статистика страниц» и выбрать показатель CTR:
Отдельно Вы можете настроить дополнительные параметры для более конкретных результатов, в том числе – указать определенный регион, период статистики. Обязательно проведите сравнение CTR страниц для настольных и мобильных устройств – с помощью вкладки «Все устройства».
Далее, в списке страниц под графиком определите те, у которых значение CTR слишком низкое по сравнению с остальными:
Для Google Search Console необходимо перейти во вкладку «Эффективность» и выбрать «CTR»:
Далее, под графиком, выберите «Страницы» и тогда Вы получите значения показателя CTR для конкретных страниц:
3. Способы улучшения CTR
3.1 Теги Title и Description, иконки в тегах, фавикон
Первое, на что обратит внимание пользователь при просмотре результатов поиска в выдаче – это заголовок сниппета. В нем показывается содержимое тега Title, поэтому крайне важно уделить его оптимизации самое пристальное внимание.
Приведем несколько советов, которые положительно скажутся на повышении привлекательности заголовка:
- Следите, чтобы заголовок содержал основной запрос страницы;
- Важно, чтобы в заголовке содержался «призыв к действию» – то есть такие слова, которые будут мотивировать пользователя перейти именно на Ваш сайт (примеры таких мотивирующих слов: «купить», «заказать», «ознакомьтесь», «узнайте», «вам будет интересно» и т.д.);
- Если возможно, то используйте цифры в заголовке (например, укажите цену, если это страница товара или используйте что-то в духе «10 способов…», «5 лучших примеров…» для информационных страниц);
- Используйте прилагательные, которые сразу «цепляют» взгляд пользователя (стоит отталкиваться от тематики конкретной страницы для определения таких слов, примерами могут быть: «доступный», «лучший», «бесплатный» и т.д.);
- Если возможно, указывайте конкретный вопрос и начало ответа на него (например: «Как выбрать товар? Инструкция по выбору»);
- Для сайтов, продвигающихся в конкретных регионах, указывайте в Title нужный регион.
Конечно, использовать все приведенные пункты в заголовках каждой страницы и каждого сайта не получится, необходимо отталкиваться именно от того, какова тематика и направление конкретной страницы, какую цель она преследует, какой запрос на ней наиболее важен.
Также, важно обращать внимание и на описание страницы в сниппете. В качестве описания может использоваться:
- Значение тега Description;
- Часть текста со страницы сайта.
В случае если в описании сниппета используется часть текста, то для корректировок потребуется изменить этот фрагмент в контенте страницы, если используется Description, то нужно редактировать этот тег. Для улучшения CTR желательно придерживаться следующих правил при оптимизации описания сниппета:
- Лучше прописывать теги Description вручную, чтобы добиться максимальной оптимизации под запросы и учесть все необходимые моменты, в описании можно учесть те запросы, которые не удалось поместить в заголовке страницы;
- Необходимо включать слова, которые мотивируют пользователей перейти на Ваш сайт (примеры таких мотивирующих слов: «купите», «заказать», «ознакомьтесь», «узнайте», «вам будет интересно» и т.д.);
- Для сайтов, продвигающихся в конкретных регионах, указывайте в тегах Description нужный регион;
- В тегах Description коммерческих страниц рекомендуется разместить номер телефона Вашей компании;
- В тегах Description коммерческих страниц можно разместить цену товара или услуги.
Отдельно отметим вопрос по добавлению в заголовок и описание сниппета специальных символов иконок. Их использование позволяет «сыграть на контрасте», то есть, если в сниппетах соседних с Вашим сайтов иконки не используется, то их включение в Ваш сниппет позволит значительно улучшить его привлекательность относительно конкурентов.
Также важно обращать внимание на то, отображается ли в сниппетах Вашего сайта фавикон, так как его отсутствие сделает сниппет более незаметным относительно других. Фавикон должен соответствовать тематике Вашего сайта и, при этом, быть достаточно ярким и заметным.
Примеры сниппетов коммерческих страниц, где в заголовке и описании учтены приведенные выше моменты, в том числе - используется иконка в описании:
3.2 Микроразметка
Реализовать расширенное представление Вашей организации на страницах результатов поиска можно с помощью настройки микроразметки.
Наиболее популярным форматом микроразметки, который позволяет улучшить сниппеты, является формат schema.org. С его помощью Вы можете настроить расширенные описания для многих вариантов страниц и их контента, в том числе:
- Расширенная информация о товарах;
- Отзывы/рейтинги;
- Вопросы и ответы;
- Видео;
- И т.д.
Пример сниппета, где выведен рейтинг на основе разметки отзывов в формате schema.org:
Пример сниппета, где выведена цена на основе разметки товара в формате schema.org:
Подробную информацию о видах микроразметки и способах настройки на сайте читайте в отдельной статье нашего блога.
3.3 Структура сайта, хлебные крошки, ЧПУ
На отображение сайта в поисковой выдаче влияет и то, насколько грамотно организована структура сайта. К пунктам, влияющим на сниппет сайта в поисковых системах, относятся:
- Организация вложенности в урлах страниц;
- ЧПУ конкретных страниц;
- Грамотная организация перелинковки «Хлебные крошки».
Оптимизированная структура и наличие соответствующей ей перелинковки вида «Хлебные крошки» позволят добиться отображения в сниппете полного русскоязычного пути к конкретной странице сайта:
Для получения лучшего вида сайта в сниппете необходимо, чтобы ЧПУ, общая длина урла страницы и анкоры ссылок в хлебных крошках были короткими, но, при этом, информативными, то есть отражали суть страницы. Оптимизируйте ЧПУ и анкор каждой конкретной страницы по наиболее важному запросу, избегая, при этом, повторений слов в урле и хлебных крошках.
Общая структура урлов страниц на сайте также должна быть оптимизирована: не должно быть «лишних» вложенностей в урлах (то есть каждая вложенность должна открывать собственную страницу), желательно, чтобы структура урлов страниц соответствовала структуре основного меню на сайте.
3.4 Заполнение Яндекс Справочника и Google Мой Бизнес
Одним из наиболее простых способов улучшить отображение сайта в результатах поиска является регистрация компании в сервисах Яндекс Справочник и Google Мой Бизнес, максимальное заполнение информации в данных сервисах и привязка описания к картам.
В результате привязки к картам и наличия подробного описания в указанных сервисах по брендовым и региональным запросам можно будет получить очень подробное представление компании.
Пример в Яндекс:
Пример в Google:
Отдельно отметим, что заполненное описание в Яндекс Справочнике не только выводит дополнительную информацию из карт, но и показывают контактную информацию прямо в сниппете главной страницы Вашего сайта, например:
3.5 Сервисы панели вебмастера Яндекс
Яндекс предоставляет широкие возможности для улучшения сниппета сайта в панели вебмастера, рассмотрим подробнее каждую из них.
Регистр доменного имени
В панели Яндекс.Вебмастер есть возможность изменить регистр доменного имени, соответствующий инструмент находится во вкладке «Информация о сайте»:
В случае если Ваш домен состоит из нескольких слов, то каждое из них можно написать с заглавной буквы, кроме того, как правило, любой домен можно начать с заглавной буквы. Таким образом, в сниппете домен тоже будет отображаться с измененным регистром:
Подобное отображение домена в сниппете может помочь улучшить кликабельность в том случае, если сниппеты соседних сайтов не используют измененный регистр. Кроме того, подобное написание будет способствовать запоминанию пользователей названия Вашего ресурса.
Быстрые ссылки
Используются и в Яндекс, и в Google. Наличие таких ссылок позволит сделать сниппет главной страницы сайта намного более заметным, чем обычно, но, к сожалению, поисковые системы не дают возможности их включения вручную, они определяются автоматически. Чтобы повысить вероятность включения для страницы быстрых ссылок нужно, чтобы заголовок H1 был коротким и, при этом, достаточно информативным и чтобы он дублировался в теге Title данной страницы.
Однако если для сайта уже определен список быстрых ссылок, то в панели вебмастера Вы можете вносить в них определенные корректировки:
- Отключить отображения тех ссылок, которые не нужны (тогда появится возможность для появления новых ссылок взамен отключенных);
- Выбрать из списка более подходящие анкоры (использование коротких анкоров позволит добавиться в сниппет большему количеству быстрых ссылок).
В Яндекс.Вебмастере быстрые ссылки можно найти во вкладке «Информация о сайте»:
В поисковой выдаче быстрые ссылки могут отображаться по-разному – конкретное отображение выбирается автоматически поисковой системой:
Товары и цены
Данный сервис будет очень полезен для интернет-магазинов, так как в сниппете каждого товара, рядом с описанием, будет выводиться стоимость и информация о доставке. Функция настройки товаров и цен находится во вкладке «Информация о сайте» в панели вебмастера:
Для включения сервиса потребуется указать юридические реквизиты Вашей компании, ссылку на размещенные реквизиты на сайте и сгенерировать специальный файл-выгрузку товаров в формате YML. Создание файла YML может отличаться для каждого конкретного сайта, но популярные CMS должны иметь возможность его автоматической генерации (с помощью дополнительных плагинов для конкретных CMS).
Пример вывода цены и информации о доставке в сниппете страницы товара с помощью сервиса «Товары и цены»:
Турбо страницы
В настоящий момент, данная технология доступна для настроек отображения Вашего ресурса, как на настольных, так и на мобильных устройствах. Благодаря функции «Турбо» можно добиться того, что страницы сайта будут открываться в браузере пользователя практически мгновенно – высокая скорость достигается за счет упрощенного представления страницы: без дополнительного оформления, стилей CSS и т.д. (при этом, при необходимости, Вы можете прописать стили CSS). Итоговое представление турбо страницы определяется индивидуальными настройками в Яндекс.Вебмастере, но в качестве общего примера для десктопного отображения можно привести следующий скриншот:
Пример для мобильного отображения турбо страницы:
Как можно видеть, турбо страница оформлена минималистично, но, при этом, содержит все необходимые ссылки и функции.
Несмотря на то, что сами турбо страницы открываются на домене Яндекса (например, https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fics-media.ru%2Fblog%2Fzachem-nuzhno-seo-prodvizhenie%2F), посещения таких страниц будет засчитываться именно Вашему сайту.
Чтобы начать работу с турбо страницами необходимо подготовить специальный файл .xml, представляющий собой источник турбо страниц, который будет понятен системе Яндекс при их формировании: для страниц каталога подготавливается выгрузка в виде YML файла, для информационных — в формате RSS. Всю информацию и инструкции по подключению Вы можете найти непосредственно в панели вебмастера, в соответствующей вкладке:
По вопросу об улучшении показателей CTR – при включении сервиса в сниппете Вашего сайта появится особая отметка о том, что страница использует технологию «Турбо», например:
Таким образом, сниппет получает дополнительную характеристику, которая позволит выделить его относительно конкурентов в поисковой выдаче.
4. Итоги
Итак, выше были рассмотрены основные способы, позволяющие улучшить CTR Вашего сайта. Безусловно, использовать каждый из них одновременно для всех страниц не представляется возможным и необходимо проведение оценки в каждом конкретном случае, что именно позволит Вашему сниппету выделиться относительно конкурентов. Однако, приведенных возможностей более чем достаточно для того, чтобы улучшить представление ресурса в результатах поиска и привлечь внимания пользователей.
Оригинал статьи доступен по ссылке.