В первой части этого материала — эти три и еще несколько городских легенд, которые годами пересказывают в соцсетях. Надеюсь, приведенные доказательства заставят если не полностью изменить свою точку зрения, то хотя бы усомниться в подлинности этих мифов.
Знаменитая фотография «дореволюционной пробки в Москве»
Уже много лет этот архивный снимок появляется в соцсетях и на различных сайтах с подписью «Пробка в Москве». Вот сотни таких примеров. Да, фотография действительно сделана рядом с Красной площадью, но — недалеко от Красной площади города Сумы (Украина).
Это 20-е годы , и это не пробка (улица перед началом обоза совершенно пуста); скорее всего, это какое-то агитационное мероприятие красных пропагандистов (на снимке в большом разрешении видны флаги и транспаранты во главе колонны). Для ориентира: фото сделано на перекрестке Петропавловской улицы и Академического переулка, слева за каменной оградой — бывшая усадьба Сухановых-Сумовских (сейчас в ней находится Институт прикладной физики Национальной Академии Наук Украины). Высокий храм вдали — Спасо-Преображенский собор, он сохранился до наших дней, а вот Церковь Покрова Пресвятой Богородицы (впереди, с левой стороны от дороги) — уничтожена красными пропагандистами в 1932 году.
«Дом под рюмкой бросившего пить купца-алкоголика»
«Постройку этого дома купец Филатов заказал после того, как бросил пить. А в память о своем избавлении от вредной привычки на крыше была установлена гигантская перевернутая рюмка», — примерно так нередко рассказывают об этом доме в начале Остоженки недобросовестные экскурсоводы и любители пересказывать московские легенды. Дом строили в два этапа: сначала в 1904 году возвели одну часть (по проекту архитектора Нирензее, через два года — другую, по проекту архитектора Дубовского).
Купец Яков Михайлович Филатов вряд ли употреблял алкоголь, так как он был старообрядцем, являясь попечителем Рогожской старообрядческой общины. Этому факту есть целый ряд подтверждений, самое трогательное — монолог его родственницы, возмущающейся в комментариях к очередному пересказу про как бы пьющего троюродного брата ее прадеда. Кстати, современная версия «рюмки» — новодел, на старом снимке дома заметно, что оригинальный вариант этой детали интерьера был намного изящнее (старая фотография здания на Остоженке есть в галерее вверху).
«Москва. Детали» есть также в телеграме, фейсбуке и инстаграме — подписывайтесь.
«Малоэтажный и послевоенный? Значит, немцы строили»
Почему-то принято считать, что все малоэтажные жилые дома Москвы, появившиеся в первое десятилетие после окончания войны, построены немецкими военнопленными. Так всегда говорят, например, про эти дома-избушки, которые возвели в Лефортово, у Рогожской заставы, недалеко от Бауманской улицы и т. д.
Ну какие немцы, если это серия МГ-2, проекты которой строили рабочие Главмосстроя с середины 50-х до начала 60-х. При этом, только беглый поиск по теме немецких военнопленных в СССР покажет: на конференции министров иностранных дел СССР, США и Великобритании принято решение о репатриации немецких военнопленных до 31 декабря 1948 года (фактически она закончилась в 1950 году, а «задержавшиеся» в СССР еще на несколько лет, отбывали наказания в удаленных от столицы лагерях).
В общем, если дом построен после начала 50-х, рассказы про его немецких строителей — обычная легенда, передающаяся из поколения в поколение, усиленная подсознательным «немцы = качество».
P. S. При этом и немцы, конечно, немало в Москве построили, и строительные концлагеря в самом центре столицы действительно существовали: про лагерь отечественных строителей-зеков во дворе возводимой ими высотки на Котельнической все и так знают, а вот уважаемый телеграм-канал «Канал имени Москвы» рассказал про лагерь немецких пленных в Доме работников НКВД на Смоленской площади (с башней на углу и с вестибюлем станции метро «Смоленская» в торцевой части).
«Беременные» кариатиды
То, что Грачевка — район у Трубной площади — до революции был типичном кварталом красных фонарей, факт исторический. Подтверждает это сам Антон Павлович Чехов в своем рассказе «Припадок». Отсюда и утверждение про знаменитых «беременных» кариатид на одном из домов этого квартала (Большой Головин переулок, дом 22). В нем располагался один из местных домов терпимости, значит, — подумал автор этой легенды — и кариатиды на его фасаде изображены беременными.
Опровергнуть эту легенду можно двумя способами:
- Логическим. Вы представляете, что архитектор здания В. А. Фомичев, работая над проектом, имел в брифе предписание «Кариатиды сделайте беременными. Ведь в наверняка со временем внутри появится публичный дом»? Нет, невозможно такое представить. К тому же, когда это, простите, беременность была привлекательным символом для посещающих подобного рода заведения?
- Санкт-петербургским. Переулок Ульяны Громовой, дом 4, на фасаде — тоже как бы кариатиды в интересном положении. И вряд ли оба названные дома объединяет то, что когда внутри были дома терпимости. Просто это нормальное представления о женской красоте в 18-19-х веках. Но тот, кто связал лже-беременность каменных статуй и публичный дом на Грачевке — автор одной из самых красивых московских легенд.
«Салат оливье придумал живущий в Москве француз по фамилии Оливье»
Новый год уже закончился, поэтому будет легче принять следующую информацию: три года назад автор издания «Коммерсант» потратил много времени на работу с архивными документами, в следствие чего были выявлены следующие факты:
- не существует официальных документов о работе в ресторане при гостинице «Эрмитаж» французского повара с фамилией Оливье,
- но управлял этой гостиницей действительно человек с именем Люсьен Оливье — его могила находится на Введенском кладбище,
- у Гиляровского в версии «Оливье придумал в Москве секретный рецепт салата оливье» много несостыковок. Но это неудивительно, его книги — больше литература, чем история (знающие свой район жители Хитровки подтвердят вам это),
- «секретный рецепт оливье», который Люсьен «хранил в секрете до самой смерти », был опубликован в книге британского повара, изданной еще при жизни как бы повара Оливье.
Вот этот материал, который развенчивает красивую историю об изобретении в дореволюционной Москве салата оливье.
Конец первой части. Продолжение — через два дня.
Если вам понравился материал, ставьте ему👍 и делитесь им в своих социальных сетях. Спасибо, что вам интересна Москва, ее история и архитектура.