Сложившиеся правила игры поменялись опять с точностью до наоборот. Если раньше ЦБ РФ в своих методичках настоятельно НЕ рекомендовал банкам указывать клиенту причину отказа в обслуживании или блокировке счета, то сейчас он же ОБЯЗАЛ российские банки информировать клиентов о причинах таких отказов.
Ранее, в информационном Письме от 12 сентября 2018 года, ЦБ уже делал попытку сломать сложившуюся практику утаивания банками причин отказов в банковском обслуживании, но его начинание было банками проигнорировано, так как до этого, во исполнение 115-ФЗ и прочего «антиотмывочного» законодательства, регулятор сам атаковывал банки инструкциями, в которых прямо запрещал делиться данной информацией с клиентом.
В этот же раз ЦБ РФ в своих методических рекомендациях № 5-МР от 22.02.2019 «По вопросам информирования кредитными организациями клиентов о причинах принятия решения об отказе от проведения операции или об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), а также по вопросам взаимодействия с клиентами при дистанционном банковском обслуживании» подчеркивает, что банкам следует осуществлять информирование клиентов о принимаемых в отношении них “противолегализационных” мерах в объеме, достаточном для обеспечения такому клиенту возможности использовать полученную информацию при реализации механизма реабилитации.
Формально, данные рекомендации разработаны на основе анализа обращений в межведомственную комиссию, созданную при Банке России в соответствии с законом о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, для рассмотрения вопросов о правомерности реализации банками в отношении клиента полномочий по отказам.
В документе, отмечается, что порядок принятия кредитными организациями решений об отказах, а также информирование клиентов о причинах принятия кредитной организацией таких решений являются предметом анализа при проведении Банком России надзорных мероприятий.
Но чем же на самом деле объясняется столь резкое изменение курса ЦБ в данном вопросе, неизвестно.
Однако, это еще не все.
15 октября 2019 Госдума рассматривала в первом чтении правительственный законопроект, направленный на обязанность банков сообщать клиентам о блокировке их счетов и переводов, а также о причинах этой блокировки.
Так, по данным правительства, кредитные организации нередко блокируют счета или операции клиентов в случаях, если подозревают проведение мошеннических операций или при отсутствии документов, удостоверяющих добросовестность действий клиента. Кроме того, банк нередко отказывается объяснить причины такой блокировки. При этом подозрения банков в недобросовестных действиях клиентов в большинстве случаев оказываются необоснованными, но при этом блокировка счетов и платежей наносит вред клиентам банка — особенно если речь идёт о счетах предпринимателей.
В связи с этим правительство предлагает установить, что банк может заблокировать счёт или операцию только в случаях, когда клиенту присвоен «наивысший из установленных в соответствии с правилами внутреннего контроля уровень риска». Другими словами, в случае подозрения клиента в легализации преступных доходов.
Помимо этого, законопроект устанавливает обязанность банка информировать клиентов как о факте блокировки его счетов или перевода, так и о причинах такого решения. Подобные уведомления также необходимо направлять в Центробанк и Росфинмониторинг.
«Законопроект обязывает соответствующую кредитную организацию в случае, если она осуществила блокировку, немедленно известить клиента в различной форме — это может СМС-сообщение, это может быть звонок, — о том, почему это произошло и о том, что это произошло. Чтобы соответствующих негативных сюрпризов у граждан не было», — объяснил первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев.
Что ж, перемены не за горами!