https://swamij.com/pdf/real-yoga-not-wreck-body.pdf
«Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью 5 января 2012 года под названием «Как йога может разрушить ваше тело». Эта статья с тех пор распространилась как лесной пожар по всему интернету. Я напишу серию комментарии ниже, чтобы аргументированно опровергнуть многое, если не большую часть того, что написал Уильям Дж. Брод (автор). Я скопировал оригинальную статью здесь, а затем вставил комментарии в текст этой статьи. Я разбил некоторые из первоначальных параграфов, чтобы я мог легко комментировать отдельные предложения, где это уместно. Кроме этого, я никоим образом не изменил статью Брода; это именно то, что я скопировал с сайта New York Times. Мои комментарии имеют отступ таким образом, чтобы было ясно, какие части являются исходной статьей (без отступа), а какие - с комментариями (выделены курсивом).
После неоднократного изучения этой статьи я написал автору: «Удивительно, что все, кажется, забывают, что так называемая« йога », о которой они говорят, настолько далека от традиционной йоги, что ее не стоит называть йогой. Получать травмы от занятий гимнастикой и физической подготовкой не редкость; просто спросите любого мануального терапевта. Настоящая йога связана с удержанием позы для медитации, и это не та поза, в которой человек может разрушить свое тело. Основная проблема, с которой нужно разобраться, - это вернуться к тому, чем на самом деле занимается йога ... Было бы полезно, если бы вы изучали более аутентичную йогу вместо того, чтобы просто идти в ногу с современными искажениями. Хотя я искренне ценю его вежливость в ответном письме, я не получил прямого отклика на предложение «изучить более аутентичную йогу».
Хотя я допускаю некоторый сарказм в своих комментариях к статье Брода и текущему состоянию йоги в целом, я надеюсь, что весь этот вопрос о том, как йога может или не может «разрушить» тело, вызовет гораздо более широкое публичное обсуждение о йоге в целом, как традиционной йоге, так и популярных версиях, которые превратили йогу в гимнастику или фитнес. Похоже, что в последние десятилетия большая часть общественной информации была о физкультуре. Может быть, эта статья о том, как йога может «разрушить» ваше тело, станет дорогой, по крайней мере, вернуть внимание к более традиционным и аутентичным значениям и практикам йоги. Настоящая, подлинная или традиционная йога - это невероятная практика, аспекты которой подходят и безопасны для всех людей. Йога, по-видимому, разошлась в двух направлениях: либо она воспринимается как форма фитнесса, либо она воспринимается как религия, хотя на самом деле это ни то, ни другое, вместо этого она представляет собой процесс самоанализа на уровнях притягательного, отвращения, страха и через них ложной личности в нашем уме, чтобы раскрыть радостную глубину нашей собственной сущности.
В холодную субботу начала 2009 года Гленн Блэк, учитель йоги с 40 летним опытом, чья преданная клиентура включает в себя множество знаменитостей и видных гуру, давал мастер-класс в Sankalpah Yoga на Манхэттене.
Блэк это учитель «гур»? Кто эти «гуру» и кто такой Блэк, чтобы быть учителем других «гуру»? Традиционно слово «гуру» подразумевает, что человек достиг некоторой степени просветления, самореализации. Эти «гуру» имеют отношение к описанным гуру-самозванцам новой волны? Каковы их традиции? Являются ли их традиции подлинными линиями йоги, или использование слова «гуру» здесь просто означает, что они практиковали йогу нового века с любым из многочисленных людей, которые сделали что-то вроде того, чтобы поставить свою собственную фамилию перед словом «йога» и называть это стилем йоги?
Блэк во многих отношениях является классическим йогом: он учился в Пуне, Индия, в институте, основанном легендарным Б. К. С. Айенгаром, и провел годы в одиночестве и медитации.
«Классическая» йога? Где связь с «классической» йогой древних мудрецов и риши, которая касалась самореализации, а не гимнастики или физической подготовки? Является ли мистер Айенгар «гуру», который назначил мистера Блэка таким продвинутым «гуру», что он сам является учителем для других «гуру», как отмечалось выше, или он самозванец? Что делает мистера Айенгара «гуру»?
Чтобы ответить на это, нам нужно только взглянуть на его собственный сайт, bksiyengar.com. Сайт называется «официальный сайт» Б.К.С. Айенгара, где мы находим его, называют «Гуруджи». Его сайт также объясняет, что «Гуруджи был искренним и преданным практикующим. Его собственная практика помогла ему изучить и достичь совершенства в асанах йоги. Таким образом, его «совершенство» (согласно его собственному веб-сайту) заключается в асанах, физических позах, по-видимому, но не в Самореализации.
Он широко известен и не требует долгих онлайн-исследований, чтобы обнаружить, что Айенгар был учеником Тирумалаи Кришнамачарьи, которого называют «отцом современной йоги». Однако Кришнамачарье также приписывают возрождение хатха-йоги. Родился Кришнамачарья. 18 ноября 1888 года. В лучшем случае это и есть источник традиции, в которой мистер Айенгар является «гуру» и традицией «хатха». 17 ноября 1888 года не было такой йоги или традиции до того как родился Кришнамачарья.
Кришнамачарья и Айенгар, очевидно, могут обладать значительным опытом в физической или позовой йоге и, возможно, даже в более аутентичной йоге, но это не означает, что они фокусировали свои учения на традиционной йоге предыдущих нескольких тысячелетий. Значение этого здесь, в этой статье о йоге, «разрушающей» тело, состоит в том, что история мистера Блэка и его предшественников подчеркивает физическую работу с телом, а не традиционную йогу как медитацию и созерцание для реализации Сущности, Атмана или Брахмана.
Сейчас он живет в Рейнбеке, штат Нью-Йорк, и часто преподает в близлежащем институте Омега, который представляет собой эмпориум Нью-Эйдж, занимающий почти 200 акров леса и садов.
Тот факт, что Омега признана местом «новой эры», сразу показывает, что интерес Блэка заключается не в традиционной йоге древних мудрецов, а в одном или нескольких из многих стилей «новой эры» - гимнастической или фитнес-йоги.
Он известен своей строгостью и практичным стилем. Но я искал его не из за этого: мне сказали, что Блэк - человек, с которым можно поговорить, если вы хотите узнать не о достоинствах йоги, а о том ущербе, который она может нанести.
Автор застрял на некоторых очень ограниченных взглядах на йогу. Похоже, что вся его статья основана на одном человеке, и из за этого, естественно, делается вывод, что йога - это все о физическом теле, и что йога, в свою очередь, опасна для тела. Пропуская или игнорируя более высокие, глубокие и более аутентичные значения йоги, он может легко говорить о людях, которые травмируются или «разрушаются» йогой. Если бы он искал людей, обученных традиционной йоге, у него, вероятно, были бы совсем другие результаты или выводы. Крайне маловероятно, что любой истинный йог будет травмирован или физически «разбит», если будет сидеть спокойно, размышляя через медитацию и созерцание, которые являются истинными практиками йоги.
Многие из его постоянных клиентов приходили к нему поработать с телом или пройти реабилитацию после травм йоги.
Автор только что обнаружил истинную природу работы мистера Блэка с «клиентами» (а не с людьми обучающимся йоге). Его «постоянные клиенты» приходили к нему за «работой с телом» или «реабилитацией». Они явно не приходили к нему ради традиционных целей йоги, таких как реализация единства (значение «йоги») между атманом и брахманом, дживатманом и параматманом, или шивой и шакти, или пурушей, стоящими в одиночестве, в отличие от пракрити.
Это была ситуация, в которой я оказался. В свои 30 лет я каким-то образом сумел разорвать диск в нижней части спины и обнаружил, что могу предотвратить приступы боли с помощью выбора поз йоги и упражнений для живота. Затем, в 2007 году, во время позы с расширенным боковым углом, позы, провозглашенной лекарством от многих болезней, моя спина уступила. Вместе с этим у меня возникла наивная вера в то, что йога является источником только исцеления и никогда не причиняет вреда.
Маловероятно, что он бы навредил себе благодаря практике классической йоги, медитации и созерцания. Ясно, что он заявляет, что его терапия «боли» была выполнением «поз и упражнений для живота», раскрыла его личную точку зрения, что истинная природа йоги - это физическое лечение физических недугов.
Кто в тысячелетней истории йоги впервые сказал, что «поза с расширенным боковым углом» «провозглашена лекарством от многих болезней»? Был ли это Патанджали, кодификатор принципов йоги в Йога-сутрах? Был ли это Кришна в Бхагавад Гите? Это был Яма из Катха Упанишад? Это был Вьяса? Был ли это Ади Шанкарачарья в каком-либо из его известных произведений? Был ли это Гаудапада в Карике? Был ли это Свами Сватмарама, кодификатор хатха йоги в «Хатха йога прадикика»? Или это был какой-то современный самозваный «гуру», который известен только благодаря своей гимнастике и физической подготовке? Если последней, то был ли этот человек врачом, имел ли он какое-либо иное надлежащее образование в области медицинских наук, или это было только его мнение, что эта поза была лекарством от всех недугов?
Я также предполагаю, что причина наивной веры автора заключается в том, что он прежде всего чувствовал, что цель йоги - это «исцеление», а это не так. Фактически, йога имеет дело с преодолением всех пар противоположностей, таких как «исцеление» против «вреда», осознание сознания, которое не зависит от них и находится за их пределами.
В Sankalpah Yoga комната была переполнена. Говорят, что примерно половина учеников сами являются учителями. Блэк ходил по комнате, шутил и разговаривал. «Это йога?» - спросил он, когда мы потели в позе, которая, казалось, требовала сверхчеловеческой выносливости. «Разве это внимательное исполнение?». Его подход был почти свободным: он заставлял нас долго держать позы, но не учил перевернутым асанам, только немного классических поз. На протяжении всех тренировок он призывал нас обратить внимание на болевой порог. «Я делаю это тяжелее обычного», - сказал он группе. «Вы сами должны облегчить себе жизнь». Он поделился своим мнением с предостерегающей историей. В Индии, как он вспоминает, йогин пришел учиться в школу Айенгара и вывернул себе спину. Блэк сказал, что он наблюдал, как три ребра мужчины по очереди выламывались - поп, поп, поп.
Блэк поднимает самый важный вопрос: «Это йога?». Если это была бы не йога, то потому ли, что мужчина сломал три ребра, или это была не йога, потому что ориентация практики была в первую очередь неправильной?
Свами Сатьянанда Сарасвати, основатель Бихарской школы йоги, Бихар, Индия, довольно хорошо описывает современное положение йоги в комментарии «Сказание о хатха-йоге прадипика» Свами Муктибодхананды Сарасвати, где он пишет:
«В древние времена хатха-йогу практиковали в течение многих лет как подготовку к высшим состояниям сознания. Однако теперь истинная цель этой великой науки полностью забывается. Практики хатха-йоги, разработанные риши и мудрецами древности, для эволюции человечества, теперь понимаются и используются в очень ограниченном смысле. Часто мы слышим, как люди говорят: «О, я не практикую медитацию, я только практикую физическую йогу, хатха-йогу». Теперь пришло время исправить эту точку зрения: хатха-йога - очень важная наука для человека сегодня ...
«Основная цель хатха-йоги - создать абсолютный баланс взаимодействующих действий и процессов физического тела, разума и энергии. Когда этот баланс создается, генерируемые импульсы дают сигнал к пробуждению центральной силе (сушумна нади) который отвечает за развитие человеческого сознания. Если хатха-йога не используется для этой цели, ее истинная цель теряется ".
После урока я спросил Блэка о его подходе к преподаванию йоги - о том, что нужно придерживаться лишь нескольких простых поз, об отсутствии перевернутых, таких как стойка на голове и плечах. Он дал мне тот ответ, который вы ожидаете от любого учителя йоги: осознание важнее, чем кидаться в серию поз, просто чтобы сказать, что вы их сделали. Но потом он сказал что-то более радикальное. Блэк пришел к убеждению, что «подавляющее большинство людей» должны вообще отказаться от йоги. Есть высокая вероятность причинить себе вред.
Откажитесь от йоги, потому что она «может причинить вред»? Это абсолютно нелепо. Нужно отказаться от всех современных искажений так называемой «йогой», и вместо этого нужно заниматься настоящей йогой, при условии, что у нее есть склонность к подлинным целям йоги. Если у человека нет стремления, нет призыва в глубине сердца знать, чтобы непосредственно испытать это внутреннее самое существо, неподвижный, тихий, всегда чистый центр сознания, тогда определенно не следует заниматься йогой. Но это стремление является мерой того, что ты делаешь или не делаешь, а не вопросом, повредит ли тебе изгиб каким-то «неправильным» образом. Этот вопрос возникает только после того, как вы попали на приманку сторонников неверного мнения, что йога - это просто физическая практика.
Блэк сказал, что не только студенты, но и знаменитые учителя травмируются штабелями, потому что у большинства из них есть физические изъяны или проблемы, которые почти неизбежно приведут к серьезной травме.
«Знаменитые» учителя? Быть «знаменитым» может питать эго, но это не показатель прогресса в настоящей йоге, будь ты практикующий или так называемый «учитель». Еще раз, автор показывает, что он либо мало или ничего не знает об аутентичной, традиционной йоге, либо знает, но предпочитает игнорировать ее. Очевидно, он полностью увлекся современной идеей, что йога - это гимнастическая или физическая практика.
Вместо того, чтобы заниматься йогой, «им нужно делать определенный набор упражнений для суставов и внутренних органов», сказал он, чтобы укрепить слабые части тела. «Йога подходит для людей в хорошей физической форме. Или она может использоваться терапевтически. И её на самом деле не следует использовать всем подряд.»
Неправильно! Йога предназначена для людей, которые ищут прямой опыт вечного центра сознания, который является одним и тем же с универсальным сознанием. Фраза, что «Йога подходит для людей в хорошей физической форме» совершенно упускает глубину и широту йоги. При таком рассуждении людям со слабым здоровьем следует избегать таких практик йоги, как плавное дыхание, ахимса (не причинять вреда), сантоша (удовлетворенность) и вайрагья (непривязанность), практики, которые действительно могут им помочь.
Блэк, по-видимому, пытается найти золотую середину между опасностью йоги и своим собственным учением о ней, усердно работая над тем, чтобы понять, когда ученик «не должен что-то делать - как стойку на плечах или стойку на голове или какое-либо упражнение на шейные позвонки». Хотя он учился у Шмуэля Таца, легендарного физиотерапевта из Манхэттена, который разработал метод массажа и коррекции для актеров и танцоров, признает, что он не имеет официального образования для определения, какие позы хороши начинающим, а какие могут быть проблематичными. Но он говорит, что у него есть «тонна опыта».
Здесь мы снова видим тоже самое, ссылаясь на предысторию этого «гуру» йоги, теперь включающую физиотерапию и массаж. Стало так популярно отмечать «йогу» множеством префиксов, что мы не можем быть слишком далеки от обозначения массажной терапии (независимая, лицензированная профессия) как «йога-массаж» и физиотерапия (физиотерапия, медицинская профессия) как просто ветви «йога-терапии».
«Приехать в Нью-Йорк и устроить урок с людьми, у которых много проблем, и сказать:« Хорошо, мы сделаем эту последовательность поз сегодня», - это просто не сработает.
Наконец, у нас есть точка соприкосновения, одна из немногих, хотя и по разным причинам. Одна точка зрения заключается в том, что она «не работает», потому что она опасна, а другая заключается в том, что она «не работает», потому что она игнорирует реальные цели йоги и, следовательно, не приводит к достижению этих реальных целей.
По словам Блэка, ряд факторов могут повысить риск занятия йогой. Самый серьезный значительный рост занимающихся ею. Индийские практики йоги обычно сидели на корточках и сидели со скрещенными ногами в повседневной жизни, и позы йоги, или асаны, были результатом этих поз. Теперь городские жители, которые целый день сидят на стульях, ходят в студию пару раз в неделю и изо всех сил стараются осваивать все более сложные позы, несмотря на отсутствие гибкости и другие физические проблемы.
Йога была полноценной в течение очень долгого времени, часто говорят, что ей тысячи лет, хотя сейчас, по словам автора, йога превращается во «все более сложные позы».
Многие приходят к йоге в качестве мягкой альтернативы активным видам спорта или реабилитации от травм. Но растущая популярность йоги - число американцев, занимающихся йогой, возросло с 4 миллионов в 2001 году до, по некоторым оценкам, до целых 20 миллионов в 2011 году - означает, что в настоящее время существует множество студий, где многим учителям не хватает более глубокого обучения, необходимого разглядеть, когда ученики идти на травму.
Может быть, 20 миллионов человек делают что-то под «именем» йоги, но это не значит, что то, что они делают, на самом деле «есть» йога. Слово «йога» было похищено и больше не имеет никакого прежнего значения. Аутентичная йога не является ни «альтернативой» «энергичным видам спорта», ни альтернативой «реабилитации при травмах». Я знаю, что я повторяюсь, но цель йоги связана с осознанием единства (значения «йоги») между атманом и брахманом, дживатманом и параматманом, или шивой и шакти, или пурушей, стоящими в одиночестве, в отличие от пракрити.
Георг Ферштейн, известный ученый и преподаватель, цитировался в статье, опубликованной в июле / августе 2003 года в журнале LA Yoga Magazine. На вопрос «Как бы вы описали йогу в США сегодня?» он ответил:
«Это беспорядок. И вы можете процитировать меня. Всё, что приходит в Америку или на Запад в целом, сразу же становится индивидуализированным и коммерциализированным. В традиционной йоге всегда было большое разнообразие, и это разнообразие основывалось на опыте мастеров. Сегодня даже начинающие учителя чувствуют себя способными к инновациям и созданию собственной системы йоги под торговой маркой.
«Итак, глядя на сегодняшнее движение Йоги, часть меня чувствует себя очень печально, но потом я также вижу, что она содержит семена чего-то лучшего. Кроме того, удивительно, что Йога может быть полезной, даже если она сводится к практике позы. Но люди обманывают себя, когда лишают Йогу ее духовной стороны».
«Сегодня многие школы йоги просто подталкивают людей», - сказал Блэк. «Вы не можете поверить в то, что происходит - учителя прыгают на людей, толкают, тянут и говорят: «Вы должны быть в состоянии сделать это сейчас». Это связано с их эго».
Еще раз, у нас есть точка частичного совпадения мнений, хотя и не по общим причинам. Большая часть современной «йоги» связана с кормлением эго. Настоящая йога связана с ослаблением притягательности, отвращений и страхов, связанных с эго, так что чистое сознание (пуруша, атман, шакти) можно непосредственно ощутить.
Когда учителя йоги приходят к нему за реабилитацией после тяжелых травм, Блэк говорит им: «Не занимайтесь йогой».
Было бы гораздо лучше сказать им: «Не занимайтесь модернизированной, гимнастической, «йогой» физической подготовки». «Если вы хотите заниматься аутентичной, настоящей йогой как медитацией и созерцанием, пожалуйста, обратитесь к настоящему йогу, чтобы изучить эти практики. Которые ведут к миру, счастью и блаженству, но не устанавливают нагрузки на ваше физическое тело».
«Они смотрят на меня как на сумасшедшего», - продолжает он. «И я знаю, что если они продолжат, им будте тяжело это принять». Я спросил его о худших травмах, которые он видел. Он говорил о хорошо известных учителях йоги, выполняющих такие основные позы, как собака мордой вниз, в которой тело образует перевернутую букву V, настолько сильно, что они разрывают ахиллово сухожилие. «Это эго», - сказал он. «Весь смысл йоги в том, чтобы избавиться от эго». Он сказал, что видел несколько «довольно ужасных бедер». «У одного из самых больших учителей в Америке не было никакой подвижность в тазобедренных суставах», - сказал мне Блэк. «Суставы стали настолько поврежденными, что пришлось заменить их». Я спросил, все ли она восстановила. «О да», - ответил Блэк. «Есть другие учителя йоги, у которых такие плохие спины, что им приходится ложиться, чтобы учить. Я был бы сильно удивлен.
Это не учителя йоги. Проснитесь, все. То, что происходит под названием йога, в основном йогой не является. Это тот самый случай, когда ложь, повторенная тысячу раз, становится правдой.
Среди преданных, от гуру до помощников, вечно несущих свернутые коврики, йога описывается как чудесная панацея обновления и исцеления. Они прославляют её способность успокаивать, лечить, заряжать энергией и укреплять. И многое из этого кажется правдой: йога может снизить ваше кровяное давление, вырабатывать химические вещества, которые действуют как антидепрессанты, даже улучшить вашу сексуальную жизнь. Но сообщество йоги долго молчало о её возможности причинять невыносимую боль. Джаганнатха Гуне, который помог возродить йогу в современную эпоху, не упоминал о травмах в своем журнале «Йога Миманса» или в своей книге 1931 года «Асаны». Индра Деви не описывала эту проблему в своем бестселлере «Навсегда молоды, вечно здоровы» 1953 года. Как это сделал Б.К.С. Айенгар в своем оригинальном «Прояснение йоги», опубликованном в 1965 году. Заверения о безопасности йоги также регулярно появляются в книгах с практическими рекомендациями таких йогов, как Свами Шивананда, К. Паттабхи Джойс и Бикрам Чоудхури. «Настоящая йога так же безопасна, как материнское молоко», - заявил Свами Гитананда, гуру, совершивший 10 мировых туров и основавший ашрамы на нескольких континентах.
Комментарии Брода подтверждают идею о том, что настоящая йога была почти полностью искажена за последние десятилетия. Интересно, что цитируемый комментарий Свами Гитананды может быть правильным, что «настоящая» йога безопасна. Йога с сомнительной безопасностью - это не традиционная йога мудрецов далекого прошлого, а инновации последних сотен лет, плюс-минус несколько десятилетий.
Б. К. С. Айенгар пишет в своих размышлениях о Йога-сутрах, что йога - это и средство, и цель, и что йога - это самадхи, а самадхи - это йога:
«... Благодаря дисциплине йоги, как действия, так и разум выходят за рамки этих качеств [гун], и провидец испытывает свою собственную душу с кристальной ясностью, свободной от относительных атрибутов природы и действий. Это состояние чистоты - самадхи. Таким образом, йога - это и средство, и цель. Йога - это самадхи, а самадхи - это йога ... ».
«... Обычно ум находится ближе к телу и грубым органам действия и восприятия, чем к душе. По мере того как асаны прорабатываются, они автоматически становятся медитативными, поскольку разум направлен на проникновение в ядро бытия. Каждая асана имеет пять функций для выполнения. Это конативные, когнитивные, умственные, интеллектуальные и духовные .... "
Но все больше и больше медицинских случаев подтверждают утверждение Блэка о том, что для многих людей большая часть поз йоги по своей природе рискованны. Первые сообщения о травмах йоги появились десятилетия назад и были опубликованы в некоторых наиболее уважаемых мировых журналах, среди которых «Неврология», «Британский медицинский журнал» и «Журнал Американской медицинской ассоциации». Проблемы варьировались от относительно легких травм до инвалидности. В одном случае студент колледжа мужского пола, после года занятий йогой, решил усилить свою практику. Он часами сидел на коленях в вертикальном положении, известное как ваджрасана, и пел о мире во всем мире. Вскоре ему стало трудно ходить, бегать и подниматься по лестнице.
Снова о том же. Были ли эти сообщения о «травмах йоги» о традиционной йоге или переделанной йоге? Здесь нет никаких предположений о том, что упомянутая йога - это что-то иное, чем недавно изобретенная гимнастическая йога.
Врачи отследили проблему с нервной невосприимчивостью, периферической ветви седалищного нерва, которая проходит от нижнего отдела позвоночника через ягодицы и вниз к ногам. Сидение в ваджрасане лишает отростки, которые проходят ниже колена кислорода, ослабляя нервы. Когда ученик отказался от позы, он быстро поправился. Врачи зафиксировали ряд подобных случаев, и состояние даже получило собственное название: «обвисшая стопа йога».
Патанджали ясно заявляет в Йога-сутрах, что положение (для медитации) должно быть устойчивым и комфортным. Тот факт, что этот парень причиняет себе боль, заставляя себя выходить за рамки своих возможностей, не является свидетельством того, что он сидит в медитации. Это не свидетельство следования инструкциям, но фактически свидетельство НЕ следования инструкциям.
Последовали более тревожные сообщения. В 1972 году известный оксфордский нейрофизиолог В. Ричи Рассел опубликовал статью в Британском медицинском журнале, утверждая, что, хотя и редко, некоторые позы йоги угрожают вызвать инсульт даже у относительно молодых, здоровых людей. Рассел обнаружил, что черепно-мозговые травмы возникли не только из-за прямой травмы головы, но также из-за быстрых движений или чрезмерных разгибаний шеи или в определенных позах йоги. Обычно шея может вытягиваться назад на 75 градусов, вперед на 40 градусов и в сторону на 45 градусов, и она может вращаться вокруг своей оси примерно на 50 градусов. Практики йоги обычно перемещают позвонки намного дальше. Ученик среднего уровня может легко повернуть шею на 90 градусов - почти вдвое больше обычного вращения.
Вам не нужно вытягивать шею до таких крайностей, чтобы сесть в позу для самоанализа через медитацию и созерцание, самые центральные практики подлинной йоги. Пандит Раджмани Тигунайт, глава Гималайского института США, пишет в статье под названием «Настоящая йога»: «Йога стала системой здоровья и физической формы по выбору. Это странно, потому что именно разум, а не тело, является главной целью всех истинных практик йоги ... Рассматривать йогу в первую очередь как набор практик для увеличения силы и гибкости при успокоении нервной системы - значит принять шелуху за ядро ".
Чрезмерная гибкость шеи поощряются опытными практиками. Айенгар подчеркнул, что в позе кобры голова должна изгибаться «как можно дальше назад», и настаивал на том, что в плечевой стойке, в которой подбородок глубоко спрятан в груди, туловище и голова образуют прямой угол, «тело должно быть одной прямой линией, перпендикулярной полу». Он назвал позу, которая, как говорили, стимулирует щитовидную железу, одним из величайших благ, дарованных человечеству нашими древними мудрецами.
Эти «чрезмерные гибкости» нигде не рекомендуются ни в одном из традиционных текстов и практик йоги.
Расселл предупредил, что экстремальные движения головы и шеи могут повредить позвоночные артерии, образуя сгустки, отеки и сужения, и в конечном итоге привести к разрушению мозга. Основное беспокойство вызывает базилярная артерия, которая выходит в результате объединения двух позвоночных артерий и образует широкий канал в основании мозга. Она питает такие структуры, как варолиев мост (который играет роль в дыхании), мозжечок (который координирует мышцы), затылочную долю мозга (который преобразует глазные импульсы в изображения) и таламус (который передает сенсорные сообщения мозгу). Известно, что уменьшение притока крови к основной артерии вызывает различные инсульты. Они редко влияют на речь и сознательное мышление (часто говорят, что оно находится в лобной коре), но могут серьезно повредить основные функции организма и иногда приводят к летальному исходу. Большинство пациентов, перенесших такой инсульт, действительно восстанавливают большинство функций. Но в некоторых случаях головные боли, дисбаланс, головокружение и трудности с совершением тонких движений сохраняются годами.
Рассел также обеспокоен тем, что когда инсульты наносят удар по практикующим йогу, врачи могут не отследить их причину. По его словам, повреждение головного мозга «может быть отсрочено, возможно, появиться в следующую ночь, и эта задержка в несколько часов отвлекает внимание от более раннего ускоряющего фактора».
В 1973 году, через год после публикации статьи Рассела, Виллибальд Наглер, известный специалист по реабилитации позвоночника в Медицинском колледже Корнелльского университета, опубликовал статью о странном случае. Здоровая женщина в возрасте 28 лет перенесла инсульт, занимаясь йогой, выполняя мостик, когда практикующий лежит на спине, затем поднимает тело в полукруглую дугу, балансируя на руках и ногах. Промежуточная стадия часто включает в себя поднятие туловища и опору макушки головы об пол. Балансируя на голове, с шеей согнутой далеко назад, женщина «внезапно почувствовала сильную пульсирующую головную боль». Ей было трудно вставать, и когда ей помогали в стоячем положении, она не могла ходить без посторонней помощи. Женщина была доставлена в больницу. У нее не было ощущения правой стороне тела; её левая рука и нога плохо реагировали на её команды. Её глаза невольно смотрели влево. А на левой стороне ее лица виднелся зрачок, опущенное верхнее веко и поднимающееся нижнее веко - группа симптомов, известных как синдром Хорнера. Наглер сообщил, что женщина также имела тенденцию падать влево.
Ее врачи обнаружили, что левая позвоночная артерия женщины, которая проходит между первыми двумя шейными позвонками, значительно сузилась, и что артерии, питающие ее мозжечок, подверглись серьезному смещению. Из-за отсутствия передовых технологий визуализации в то время была проведена исследовательская операция, чтобы получить более четкое представление о ее травмах. Хирурги, открывшие ее череп, обнаружили, что в левом полушарии ее мозжечка произошел серьезный сбой кровоснабжения, что привело к большому количеству отмирания тканей и этот участок распространился во вторичные кровоизлияния.
Пациент начал интенсивную программу реабилитации. Два года спустя она могла ходить, сообщила Наглер, «с широкой походкой». Но ее левая рука продолжала блуждать, а на левом глазе продолжал проявляться синдром Хорнера. Наглер пришел к выводу, что такие травмы, по-видимому, редки, но служит предупреждением об опасностях «сильной гиперэкстензии шеи». Он настоятельно рекомендовал соблюдать осторожность, выполняя такие позы, особенно лицам среднего возраста.
Опыт пациента Наглера не был единичным случаем. Несколько лет спустя 25-летний мужчина был доставлен в Северо-западную мемориальную больницу в Чикаго, жалуясь на затуманенное зрение, трудности с глотанием и контроль левой части тела. Стивен Х. Ханус, студент-медик того времени, заинтересовался этим делом и работал с председателем неврологического отделения, чтобы определить причину (позже он опубликовал результаты с несколькими коллегами). Пациент был в отличном состоянии, занимался йогой каждое утро в течение полутора лет. Его практика включала скрутки позвоночника, в которых он заворачивал голову далеко влево и далеко вправо. Затем он делал стойку на плечах, шея в которой «максимально согнута по отношению к поверхности пола», как и велел Айенгар, оставаясь в перевернутом состоянии около пяти минут. Ряд синяков проявились в нижней части шеи человека, которые, как написала команда в «Архиве неврологии», «явились результатом повторного контакта с твердой поверхностью пола, на которой он выполнял упражнения йоги». Это был признак травмы шеи. Диагностические тесты выявили закупорку левой позвоночной артерии между позвонками с2 и с3; кровеносный сосуд там подвергся «полной или почти полной окклюзии» - иными словами, кровь не могла проникнуть в мозг.
Через два месяца после его приступа и после длительной восстановительной терапии человек смог ходить с тростью. Но, как сообщила команда, он «продолжал испытывать трудности при выполнении тонких движений левой рукой». Ханус и его коллеги пришли к выводу, что состояние молодого человека представляет собой новый вид опасности. Они предупредили, что здоровые люди могут серьезно повредить свои позвоночные артерии «движениями шеи, которые превышают физиологический порог терпимости». Йога, подчеркнули они, «должна рассматриваться как возможное сопровождающая практика». В своем отчете северо-западная команда привела не только рассказ Наглера. его пациентки, но и раннего предупреждения Рассела. Обеспокоенность по поводу безопасности йоги начала распространяться через медицинское учреждение.
Эти случаи могут показаться чрезвычайно редкими, но исследования, проведенные Комиссией по безопасности потребительских товаров, показали, что число случаев поступления в отделение неотложной помощи, связанных с йогой, после нескольких лет медленного роста значительно выросло. Они выросли с 13 в 2000 году до 20 в 2001 году. Затем они увеличились более чем вдвое до 46 в 2002 году. Эти исследования основаны на выборке, а не на исчерпывающей отчетности - они показывают тенденции, а не итоги, но, тем не менее, этот скачок был статистически значимым. Только часть пострадавших посещают отделения неотложной помощи больницы. Многие из тех, кто страдает от менее серьезных травм йоги, обращаются к семейным врачам, мануальным терапевтам и прочим терапевтам.
Неудивительно, что есть физические травмы. Йога была переопределена как гимнастический или физический режим, а это не так.
Парамаханса Йогананда, известный автор «Автобиографии йога», отвечает на вопрос «Что такое йога?» в тексте «Суть самореализации»:
«Йога означает единение. Этимологически оно связано с английским словом «иго, узы». Йога означает единение с Богом, или союз маленького эго-себя с божественным «Я», бесконечным Духом. Большинство людей на Западе, а также многие в Индии путают йогу с хатха-йогой, системой позы тела.
Но йога - это прежде всего духовная дисциплина. Я не хочу умалять позы йоги. Хатха йога - это замечательная система. Более того, тело является частью нашей человеческой натуры и должно быть в форме, чтобы оно не мешало нашим духовным усилиям. Однако преданные, которые стремятся найти Бога, придают меньшее значение позам йоги. Также не обязательно, чтобы они практиковали их. Хатха Йога - это физическая ветвь Раджа Йоги, истинной науки Йоги. Раджа Йога - это система техник медитации, которые помогают гармонизировать человеческое сознание с божественным сознанием.
Примерно в это же время в СМИ стали появляться истории о травмах, вызванных йогой. «Таймс» сообщила, что специалисты в области здравоохранения обнаружили, что проникающее тепло бикрам-йоги, может повысить риск перенапряжения, повреждения мышц и разрыва хряща. Один специалист отметил, что связки - жесткие волокна, которые соединяют кости или хрящи в суставе - не смогли восстановить свою форму после растяжения, повышая риск деформаций, растяжений и вывихов.
В 2009 году команда из Нью-Йорка, расположенная в Колледже врачей и хирургов Колумбийского университета, опубликовала амбициозный всемирный опрос учителей йоги, терапевтов и врачей. Ответы на центральный вопрос опроса - Какие наиболее серьезные травмы, связанные с йогой (инвалидность и/или продолжительные травмы), вы видели? - выявлено, что наибольшее количество травм (231) сосредоточено на нижней части спины. Другие основные части тела были в порядке убывания: плечо (219), колено (174) и шея (110). Затем наступил удар. Респонденты отметили четыре случая, когда сильные изгибы и растяжки йоги приводили к некоторой степени повреждения мозга. Цифры не вызывали тревогу, но признание риска - спустя почти четыре десятилетия после того, как Рассел впервые выпустил свое предупреждение - указывало на решительный сдвиг в понимании опасностей, которые могла дать йога.
Само собой разумеется, что их результаты будут искажены описанным выше способом исключительно из-за заблуждения, что йога - это программа физических упражнений. Если бы они предвосхитили свои вопросы описаниями йоги как самоанализа через созерцание и медитацию, очень маловероятно, что люди сообщили бы обо всех этих проблемах со спиной, плечами, коленями, шеями и инсультами.
В последние годы реформаторы в сообществе йоги начали заниматься проблемой повреждений, вызванных йогой. В статье 2003 года в журнале Yoga Journal Кэрол Крукофф - преподаватель йоги и терапевт, работающий в центре интегративной медицины Университета Дьюка в Северной Каролине, - рассказала о своей собственной проблеме. Она рассказала, что она принимала участие в съемках для национального телевидения, и после того, как её побудили выполнить больше, она подняла одну ногу, схватила большой палец ноги и вытянула ногу в позу вытянутой руки к большому пальцу ноги. Когда ее нога выпрямилась, она почувствовала тошноту в бедре. На следующий день она едва могла ходить. Крукоффу потребовалась физиотерапия и год восстановления, прежде чем она снова смогла полностью вытянуть ногу. Редактор журнала «Йога» Кейтлин Куистгаард рассказала о том, как повторно повредила надорванную мышцу на уроке йоги. «Я испытала, как йога может лечить», - написала она. «Но я также испытала, как йога может навредить - и я слышал то же самое от множества других йогов».
Подобные разговоры редактора журнала «Йога» показывают, насколько широко распространено неправильное понимание истинной природы йоги или, что еще хуже, оно может показать намеренное искажение йоги, если эти люди знают её истинное назначение. Было бы намного лучше (выше) сказать что-то вроде: «Я испытал, как физические позы могут лечить, но я также испытал, как физические позы могут навредить - и я слышал то же самое от множества других людей, которые делают физические позы ".
Свами Рама пишет о ситуации традиционной йоги и современной йоги в своем тексте «Путь огня и света»:
«Большинство людей рассматривают йогу как систему физической культуры. Очень немногие понимают, что наука о йоге полна сама по себе и систематически занимается телом, дыханием, разумом и духом.
«Когда человек понимает, что человек - это не только физическое существо, но и дышащее, и мыслящее существо, тогда его исследования не ограничиваются только телом и дыханием.
«Для него получение контроля над умом, его изменениями, чувствами и эмоциями становится более важным, чем выполнение нескольких поз или дыхательных упражнений. Только медитация и созерцание могут помочь стремящемуся понять, контролировать и направлять ум».
В первом параграфе «Лекции по йоге» Свами Рама объясняет:
Слово Йога широко используется и неправильно понято в наши дни, потому что наш нынешний век - это причуда, а Йога часто сводится к статусу причуд. Многие ложные и неполные учения были распространены под имением йоги, оно было предметом коммерческой эксплуатации, и один маленький аспект йоги часто принимается за всю йогу. Например, многие на Западе думают, что это культ физиологии и красоты, в то время как другие думают, что это религия. Все это скрыло истинное значение йоги.
Во втором томе «Пути огня и света» Свами Рама идет еще дальше, где он категорически заявляет:
«Слово «йога» было опошлено и теперь ничего не значит».
Одним из наиболее активных реформаторов является Роджер Коул, учитель Айенгара со степенями по психологии из Стэнфорда и Калифорнийского университета в Сан-Франциско. Коул много писал для Yoga Journal и говорит о безопасности йоги в Американском колледже спортивной медицины. В одной колонке Коул рассказал о практике уменьшения изгиба шеи в подставке для плеч, поднимая плечи на стопку сложенных одеял и позволяя голове опускаться ниже нее. Модификация облегчает угол между головой и туловищем от 90 градусов до, возможно, 110 градусов. Коул отмечет опасность, связанную с оригинальной стойкой на плечах: растяжений мышц, чрезмерно растянутых связок и травм шейного диска.
Йога - это не спорт, точка. Утверждение о том, что йога - это спорт, показывает крайнее невежество об истинной природе йоги. Если бы йога не стала настолько полностью искаженной, было бы абсурдно даже указывать, что йога - это не спорт, и поэтому ей не место в респектабельной области спортивной медицины.
Но незначительные отклонения не всегда являются решением. Тимоти Макколл, врач, который является медицинским редактором Yoga Journal, назвал стойку на голове слишком опасной для общих занятий йогой. Его предупреждение было частично основано на его собственном опыте. Он обнаружил, что занятие стойкой на голове привело к синдрому грудного выхода, состоянию, которое возникает из-за сдавливания нервов, проходящих от шеи в руки, вызывающих покалывание в правой руке, а также спорадическое онемение. Макколл перестал делать позу, и его симптомы исчезли. Позже он отметил, что перевернутые позы могут привести к другим травмам, включая дегенеративный артрит шейного отдела позвоночника и отек сетчатки (в результате повышения глазного давления, вызванного позой). «К сожалению, - заключил Макколл, - негативные последствия стойки на голове могут быть коварными».
Тот факт, что мы консультируемся с врачами о йоге, говорит нам о том, что у нас странное понимание йоги. Если мы собираемся объединить йогу с профессией, то, по крайней мере, она лучше согласуется с психологией или психиатрией, поскольку йога гораздо больше связана с умом, его эмоциями и привычками, чем с физическим телом и его недугами. Конечно, физиотерапевты могут иметь место в аспекте поз хатха-йоги, но это незначительная часть йоги.
Дэвид Фроули, всемирно признанный ученый и преподаватель, цитируется в выпуске журнала Yoga Journal за сентябрь/октябрь 2000 года:
Йога на Западе «только поцарапала поверхность великой традиции йоги», говорит он. "Сообщество йоги на Западе в настоящее время находится на распутье. Её недавний коммерческий успех может быть использован для создания основы для более глубокого обучения, направленного на изменение сознания человечества. Или оно может превратить йогу в просто потерянную бизнес связь с его духовным сердцем. Выбор, который делают учителя йоги сегодня, определит это будущее".
Свами Чидананда Сарасвати, бывший глава всемирно известного Ашрама Шивананды (Общества Божественной Жизни) в Ришикеше, Индия, объясняет, что:
"Йога - это не просто акробатика. Некоторые люди полагают, что йога в первую очередь связана с манипулированием телом в различных странных положениях, например, стоя на голове, или сгибанием позвоночника, или принятием любой из многочисленных странных поз, продемонстрированого в учебниках по йоге. Эти техники правильно используются в одном отдельном типе практики йоги, но они не являются неотъемлемой частью наиболее важного типа. Физическая осанка в лучшем случае служит вспомогательной или второстепенной формой Йога".
Спустя почти год после того, как я впервые встретил Гленна Блэка на его мастер-классе в Манхэттене, я получил от него электронное письмо, в котором сообщалось, что ему сделали операцию на позвоночнике. «Это был успех», - написал он. «Восстановление медленное и болезненное. Позвони, если хочешь.
По словам Блэка, травма возникла в результате четырех десятилетий экстремальных изгибов и поворотов. У него развился стеноз позвоночника - серьезное состояние, при котором щели между позвонками начинают сужаться, сдавливая позвоночные нервы и вызывая мучительную боль. Блэк сказал, что он почувствовал эти ощущения 20 лет назад, когда он выходил из таких поз, как плуг и стойка на плечах. Два года назад боль стала экстремальной. Один хирург сказал, что без лечения он в конечном итоге не сможет ходить. Операция заняла пять часов, объединив несколько поясничных позвонков. В конце концов он будет в порядке, но по приказу хирурга уменьшит нагрузку на поясницу. Его диапазон движения никогда не будет прежним.
Блэк - один из самых осторожных практикующих йогу, которого я знаю. Когда я впервые заговорил с ним, он сказал, что никогда не травмировал себя, занимаясь йогой или, насколько он знал, не был ответственен за причинение вреда любому из своих учеников. Я спросил его, могла ли его недавняя травма быть врожденной или связанной со старением. Нет, он сказал. Это была йога. «Вы должны взглянуть с другой точки зрения, чтобы понять, будет ли то, что вы делаете, в конечном итоге вредно для вас».
Блэк недавно сообщил об этом на конференции в Институте Омега, его чувства по этому вопросу усилились в результате его недавней операции. Но его предупреждения, казалось, не были услышаны. «Я был немного более решительным, чем обычно», - вспоминает он. «Мое послание было таким:« Асана не панацея или лекарство от всех болезней». На самом деле, если вы делаете это с эго или навязчивой идеей, вы в конечном итоге создадите проблемы». Многим людям не нравится это слышать».
Я вполне связан с проблемой, когда у меня есть комментарии к «Многим людям не нравится это слышать». Я и другие, кого я знаю, занимались настоящей йогой годами и десятилетиями по сравнению с гимнастической или фитнес-йогой. Аудитория, о которой говорит Блэк, - это та же аудитория, которая не слышит голос традиционной йоги. Хотя он жалуется, что йога опасна, традиционный голос говорит, что то, что делается во имя йоги, на самом деле не является йогой, и так или иначе призывает к прекращению воровства имени «йога».
К сожалению, голос традиционной йоги теперь спускается на два типа людей йоги, глухие: тех, кто пропагандирует физическую йогу как безопасную, и тех, кто говорит, что йога опасна и должна быть убрана. Кажется, что ни одна из этих групп - каждая по своим собственным причинам - не имеет никакого интереса к традиционной, подлинной или настоящей йоге мастеров. Блэк прав, указывая на то, что «многие люди не хотят слышать» об этом.